Домашнее обучение при пиелонефрите

Хронический пиелонефрит симптомы и лечение | Как лечить хронический пиелонефрит

Вовремя выявить хронический пиелонефрит и точно определить форму его протекания зачастую не удается, особенно в условиях поликлиники. Это связано с многообразием клинических проявлений заболевания, а также с его сравнительно частым латентным течением. Заболевание распознается на основании данных анамнеза (истории болезни), имеющихся симптомов, результатов лейкоцитурии (исследования мочевого осадка по методу Каковского – Аддиса), количественного обнаружения в моче активных лейкоцитов, называемых клетками Штенгеймера – Мальбина, бактериологического анализа мочи, а также прижизненной биопсии почек.

Симптомы развития хронического пиелонефрита

Заболевание может развиваться в результате перехода острого процесса в хроническое заболевание. Возможны гематогенный и уриногенный пути проникновения инфекции. При хроническом пиелонефрите в начальных стадиях заболевания происходит преимущественное повреждение канальцевой системы, и лишь в терминальном периоде в процесс вовлекается клубочковый аппарат почки. Этим обусловлено раннее снижение концентрационной способности почек и более позднее расстройство клубочковой фильтрации.

Течение болезни отличается бедностью симптомов. У больных иногда отмечаются

  • некоторое снижение работоспособности,
  • быстрая утомляемость,
  • неопределенные боли в поясничной области в сочетании с субфебрильной температурой.
  • Хронический пиелонефрит обычно развивается в течение 10–15 лет и более и заканчивается сморщиванием почек. Сморщивание происходит неравномерно с образованием грубых рубцов на поверхности. Если сморщивается только одна из почек, то, как правило, наблюдается компенсаторная гипертрофия и гиперфункция второй почки. То есть в течение нескольких недель масса оставшейся почки увеличивается, и она принимает на себя функции больной почки. На конечной стадии болезни, когда поражены оба органа, развивается хроническая почечная недостаточность.

    При подозрении на хронический пиелонефрит делают общий анализ крови для определения в ней остаточного азота, мочевины и креатинина, выявляют электролитный состав крови и мочи и исследуют функциональное состояние почек. С помощью рентгенологического метода диагностики устанавливают изменения размеров почек, деформацию их лоханок и чашечек, нарушение тонуса верхних мочевых путей, а радиоизотопная ренография позволяет получить графическое изображение и оценить функциональное состояние каждого органа отдельно. В качестве дополнительных методов исследования для диагностики применяется внутривенная и ретроградная пиелография и скеннография, эхографическое исследование почек, хромоцистоскопия.

    Дифференциальные признаки хронического затяжного пиелонефрита

    Заболевание необходимо отличать от:

    хронического гломерулонефрита,

    Источник: http://www.astromeridian.ru/medicina/sim_hr_pielonefrita.html

    Как пилой по нефриту

    Приход пиелонефрита невозможно проигнорировать. Его сравнивают с предродовыми схватками. Пугают неизлечимостью вплоть до инвалидности. Об этом незваном госте рассказывает Наталья Кузнецова. врач-уролог высшей категории, кандидат медицинских наук.

    – Почему у этой болезни такое странное имя?

    – По признакам и имя. Пиело в переводе с греческого «лоханка», нефрос – почка. Проявляется воспалением межуточной (соединительной) ткани паренхимы (функциональной части почки) и чашечно-лоханочной системы органа. В паренхиме образуется моча, благодаря фильтрации протекающей здесь крови. Межуточная ткань формирует каркас поддерживающих структур, питающих сосуды и нервы. Образовавшаяся моча через большое количество канальцев, пронизывающих паренхиму, собирается в чашечно-лоханочной системе и оттуда попадает в мочеточник, далее – в мочевой пузырь и уретру. Но в случае проникновения в эту систему бактерий развивается пиелонефрит, то есть часть почки, ответственная за нормальный отток мочи из органа, выходит из строя. Причем, сама по себе инфекция неспецифическая.

    – Что это значит?

    – То, что воспалительный процесс вызывает абсолютно любая бактерия или вирус. Как правило, кишечная палочка, стафилококк, синегнойная палочка, энтерококки и другие. Некоторые микробы проникают в почку с кровью, другие – с лимфой, могут и с мочой. Чаще всего пиелонефрит возникает как осложнение цистита, мочекаменной болезни, но может развиться и на фоне любого другого острого или хронического заболевания, а также при снижении иммунитета, переохлаждении. При этом инфекция кардинально меняет «лицо» почки, например, хронический пиелонефрит на поверхности почки оставляет множественные рубцовые втяжения. Корковый слой, своеобразный чистильщик нашей крови, истончен, неровный.

    – Выглядит несимпатично. А как проявляется?

    – Все начинается с острого пиелонефрита. У некоторых пациентов повышается температура, появляются озноб, головная боль. Для большинства больных характерны быстрая утомляемость, слабость, потливость, плохой аппетит, иногда задержки мочи. Для заболевших характерно желание прилечь, отдохнуть, это связано с венозным застоем в почках. У каждого второго повышается артериальное давление. Нередко симптомом пиелонефрита служит болезненное мочеиспускание. Моча выделяется мутная и даже красноватого оттенка из-за присутствия в ней крови, с резким зловонным запахом.

    Но первый признак пиелонефрита – сильная боль в пояснице, вплоть до приступов. Чаще всего заболевание активизируется в сырую холодную погоду. Боли, как правило, односторонние, хотя бывают и с обеих сторон. Конечно, боль в поясничной области – симптом, который бывает при многих заболеваниях, в том числе при остеохондрозе позвоночника.

    – Как же не ошибиться в диагнозе, чтобы не получилось как в анекдоте: лечили от желтухи, оказался – китаец!

    – Прежде всего, по анализам мочи, которые выявляют бактерии, рост числа лейкоцитов и белка. Специальные тест-наборы позволяют идентифицировать бактерии, спровоцировавшие воспаление в мочевыводящих путях. Важно правильно собрать мочу для анализа: тщательно подмыться, чтобы не загрязнить жидкость микробами, и собрать в чистую баночку только среднюю порцию струи. Если количество лейкоцитов оказалось выше нормы, анализ повторяют.

    Затем УЗИ почек, которое показывает структурные изменения в органе, но на начальном этапе заболевания патологические изменения в почках могут и отсутствовать. Компьютерная томография не имеет существенных преимуществ перед УЗИ и используется для того, чтобы отличить пиелонефрит от опухолей почек. Биопсия почечной ткани выявит три основных варианта течения заболевания: острый; хронический; хронический с обострением. Кроме того, некоторые доктора отправляют пациентов на мазок.

    – А он какое отношение имеет к почкам?

    – Пиелонефрит чаще выбирает женщин, чем мужчин. Причина – в особенностях мочеполовых путей – короткая уретра, близость влагалища, менструальный цикл. Это облегчает путь микробам с поверхности кожи, наружных половых органов и прямой кишки в мочевой пузырь. Поэтому такие заболевания женской половой сферы, как вульвит, вульвовагинит, кольпит, цервицит, аднексит могут стать причиной пиелонефрита. В том числе и заболевания, вызванные микроорганизмами, относящимися к возбудителям инфекций, передающихся половым путем: хламидии, микоплазмы, уреаплазма, влагалищная трихомонада. То же самое можно сказать и о дрожжевых грибах, так называемой молочнице. Поэтому после любого из перечисленных заболеваний необходимо убедиться, что оно не задело работу почек, сдать анализы мочи.

    Кстати, дизурия и признаки воспаления в моче могут быть и при заболеваниях, передающихся половым путем, – для уточнения диагноза сдают мазки из влагалища.

    А у девушек иногда появление пиелонефрита связано с началом половой жизни, беременностью или родами.

    – Начало половой жизни и возникновение болезни понятны: кто-то оказался менее чистоплотным и здоровым, ну а беременность как может повлиять на возникновение этой болезни?

    – Среди патологии у беременных заболевания почек и мочевыводящих путей занимают второе место после болезней сердечно-сосудистой системы и представляют большую опасность как для матери, так и для плода. При нарушении работы почек в этот период развиваются и тяжело протекают гестозы, возможны преждевременная отслойка плаценты, выкидыши и преждевременные роды. Есть опасность инфицирования плода, его гипотрофия и хроническая гипоксия. Беременных с пиелонефритом относят к группе высокого риска.

    Кстати сама беременность может поспособствовать возникновению почечной патологии или обострению скрыто протекавших до беременности хронических заболеваний почек. Беременность предрасполагает к заболеванию почек из-за нарушения уродинамики (изменения давления в мочевом пузыре) по мере увеличения размеров матки, а также воздействия прогестерона на рецепторы мочевыводящих путей. Снижение тонуса верхних мочевых путей ведет к тому, что в почечной лоханке повышается давление – это имеет значение в развитии пиелонефрита. Чаще всего пиелонефрит обнаруживают в сроке беременности 12 — 15, 24 — 29, 32 — 34 и 39 — 40 недель, а также в послеродовой период на 2 — 5-е и 10 — 12-е сутки.

    – Наталья Алексеевна, правда ли, что пиелонефрит неизлечим?

    – При правильной тактике лечения прогноз благоприятный. Важно восстановить нормальный отток мочи из почки, снять острое воспаление, но главное – уничтожить всех возбудителей заболевания. Если же острый пиелонефрит не долечен, воспаление удается снять, но возбудители болезни остаются и нормальный отток мочи не восстановлен, то это переходит в хроническую форму. Опасность в том, что заболевание может годами не проявляться из-за вялотекущего воспалительного процесса. Хронический пиелонефрит способен обостряться во время или после острых инфекционных или вирусных заболеваний. После каждой атаки с его стороны почка все хуже справляется со своими обязанностями, как следствие, развитие хронической почечной недостаточности. Поэтому лечение хронического пиелонефрита длительное и более трудоемкое по сравнению с лечением острого. Тяжелые формы требуют экстренной госпитализации и оперативного вмешательства, если медикаментозная терапия не эффективна, особенно при появлении нагноительных осложнений.

    – Что вы имели в виду, говоря о тактике лечения?

    – Лечение, как правило, комплексное. Для уменьшения вероятности рецидива пиелонефрита и перехода его в хроническую форму, антибактериальная терапия рассчитана на шесть недель. Это связано с тем, что при остром пиелонефрите от момента проникновения инфекции в почку до полной ликвидации воспалительного процесса проходит около пяти недель. Антибактериальные препараты успешно комбинируют с лекарственными средствами, дающими иммуностимулирующий эффект.

    Для увеличения эффективности антибактериальной терапии используется фитотерапия. При пиелонефрите в первую очередь назначают отвары и настои растений, обладающих противовоспалительным и мочегонным действием. Среди них – плоды можжевельника, березовые почки, цветы бузины, листья крапивы, корни и семена петрушки, а также тысячелистник, ромашка и зверобой. Полезно ежедневно пить свежий березовый сок по одному стакану три раза в день и сок подорожника по столовой ложке три раза в день до еды. В течение полугода, как минимум, стоит пить мочегонные и противовоспалительные травы и сборы.

    Для устранения застойных явлений в мочевыделительной системе целесообразно включать поглаживающий массаж и элементы вибрации живота. Быстрейшему выздоровлению способствует и специальная диета.

    Рецепты народной медицины при пиелонефрите

    1 При пиелонефрите, иногда с ознобом, высокой температурой и болью в области почек, когда в моче присутствуют признаки гноя, рекомендуется принимать 2-3 раза в день, лучше до еды, смесь из 2 чайных ложек яблочного уксуса на стакан теплой кипяченой воды.

    2 В начале лечения хронического пиелонефрита рекомендуется такая смесь лекарственных трав: кора вербы белой, шишки хмеля, листья черники – по 20г, трава крапивы – 23г, корень алтея, корневища пырея ползучего – по 20г, Столовую ложку смеси настоять в течение 2 часов в стакане кипятка, процедить. Принимать по 1 ст. л. 3-4 раза в день после еды.

    3 В период ремиссии рекомендуется другая смесь: лист крапивы – 20г, трава зверобоя – по 25г. Столовую ложку смеси залить стаканом кипятка, настоять 2 часа, процедить. Принимать по 1/2 стакана 2 раза в день после еды в течение месяца.

    4 Трава пустырника – 25 г, трава зверобоя – 25 г, трава фиалки трехцветной – 25 г, трава хвоща полевого – 25 г. Отвар принимают по 2-3 стакана в день. Применяют при сочетанном воспалении почек и мочевыводящих путей.

    5 Листья березы – 15 г, листья брусники – 15 г, трава зверобоя – 15 г, соцветий календулы – 15 г, трава ортосифона – 10 г, корневища солодки – 15 г. Настой: 2-3 ст. ложки сбора настаивают 2 часа в 0,5 л кипятка. Фильтруют добавляя по вкусу меда и пьют по 1/2-2/3 стакана теплого настоя 3-5 раз в день до еды при пиелонефрите.

    – В чем соль такого питания?

    – В отсутствии соли. Если нет высокого артериального давления, пищу можно подсаливать, но не более восьми граммов в сутки – это усиливает почечный кровоток, способствует более быстрому затуханию воспалительного процесса.

    При остром пиелонефрите рекомендуется увеличение потребляемой жидкости до двух литров в сутки и более, лучше всего – чай с лимоном, молоко или компоты из свежих и сушеных фруктов. Пить нужно натощак, между едой.

    А вот от жареной, жирной и острой пищи следует отказаться. Противопоказаны крепкие мясные бульоны, копчености, пряности, сладости (сахар, мед, варенье, джем, повидло). Приветствуются разнообразные крупы, яйца всмятку, молоко и молочные продукты (свежий сыр, сливки, сметана, сливочное масло), подсолнечное масло. Из овощей и фруктов лучше всего подходят свежие огурцы, баклажаны, капуста, тыква, абрикосы, бананы, а также петрушка и укроп в свежем виде – это мягкие противовоспалительные и мочегонные средства. Целесообразно добавлять в пищу лимонную кислоту, она связывает кальций.

    Хронический пиелонефрит может сопровождаться малокровием. В таких случаях в диету включают продукты, содержащие железо: гранаты, клубнику, землянику, яблоки.

    На стадии выздоровления рекомендуют принимать слабоминерализованную гидрокарбонатную магниево-кальциевую минеральную воду. Пить ее лучше теплой по 200 мл три раза в день за 30 — 40 минут до еды.

    – Понятно, что пиелонефрит – результат агрессии бактерий и вирусов. Но странно вот что: до этого они на почки не обращали внимания, а тут решили с ними расправиться. В чем причина?

    – Конечно, одного попадания микробов в почечную ткань недостаточно для развития в ней воспалительного процесса. Дефицит витаминов, переохлаждение, переутомление, стрессы ослабляют устойчивость организма, снижают его сопротивляемость инфекции. Нередко болезни предшествуют грипп или другие вирусные заболевания. Располагающими факторами являются различные гормональные нарушения, в том числе и в результате использования контрацептивных средств, частая смена половых партнеров. Спутники пиелонефрита также: кариесные зубы, запущенный ринит или тонзиллит, воспалительные процессы в органах дыхания, брюшной полости, сахарный диабет.

    Риск заболевания возрастает в период катетеризации или осмотра мочевого пузыря (цистоскопия), рентгенологического исследования мочевыделительной системы, при котором контрастное вещество вводят посредством катетера в мочевой пузырь или мочеточник и почки ретроградно, то есть против тока мочи.

    Примерное меню для больных пиелонефритом

    1-й завтрак: салат из моркови и яблок, каша манная молочная, не крепкий чай.

    2-й завтрак: фруктовый сок – 1 стакан.

    Обед: овощной суп, отварное мясо с отварным рисом, фруктовый кисель.

    Ужин: творожная бабка, яблочное пюре, чай.

    Перед сном: кефир – 1 стакан.

    На весь день: хлеб черствый – 300 г, сахар – 30 г, масло сливочное – 15 г.

    Источник: http://vginekolog.ru/magazine/direct/all-of-pyelonephritis

    Лечение хронического пиелонефрита (очень подробная и понятная статья, много хороших рекомендаций)

    Окороков А. Н.

    Лечение болезней внутренних органов:

    Практическое руководство. Том 2.

    Минск — 1997.

    Лечение хронического пиелонефрита

    Хронический пиелонефрит — хронический неспецифический инфекционно-воспалительный процесс с преимущественным и первоначальным поражением интерстициальной ткани, чашечно-лоханочной системы и канальцев почек с последующим вовлечением клубочков и сосудов почек.

    Режим больного определяется тяжестью состояния, фазой заболевания (обострение или ремиссия), клиническими особенностями, наличием или отсутствием интоксикации, осложнениями хронического пиелонефрита, степенью ХПН.

    Показаниями к госпитализации больного являются:

    • выраженное обострение заболевания;
    • развитие трудно корригируемой артериальной гипертензии;
    • прогрессирование ХПН;
    • нарушение уродинамики, требующее восстановления пассажа мочи;
    • уточнение функционального состояния почек;
    • o выработка экспертного решения.

    В любой фазе заболевания больные не должны подвергаться охлаждению, исключаются также значительные физические нагрузки.

    При латентном течении хронического пиелонефрита с нормальным уровнем АД или нерезко выраженной артериальной гипертензией, а также при сохраненной функции почек ограничения режима не требуются.

    При обострениях заболевания режим ограничивается, а больным с высокой степенью активности и лихорадкой назначается постельный режим. Разрешается посещение столовой и туалета. У больных с высокой артериальной гипертензией, почечной недостаточностью целесообразно ограничение двигательной активности.

    По мере ликвидации обострения, исчезновения симптомов интоксикации, нормализации АД, уменьшения или исчезновения симптомов ХПН режим больного расширяется.

    Весь период лечения обострения хронического пиелонефрита до полного расширения режима занимает около 4-6 недель (С. И. Рябов, 1982).

    Диета больных хроническим пиелонефритом без артериальной гипертензии, отеков и ХПН мало отличается от обычного пищевого рациона, т.е. рекомендуется питание с полноценным содержанием белков, жиров, углеводов, витаминов. Этим требованиям соответствует молочно-растительная диета, разрешаются также мясо, отварная рыба. В суточный рацион необходимо включать блюда из овощей (картофель, морковь, капуста, свекла) и фруктов, богатых калием и витаминами С, Р, группы В (яблоки, сливы, абрикосы, изюм, инжир и др.), молоко, молочные продукты (творог, сыр, кефир, сметана, простокваша, сливки), яйца (отварные всмятку, омлет). Суточная энергетическая ценность диеты составляет 2000-2500 ккал. На протяжении всего периода заболевания ограничивается прием острых блюд и приправ.

    При отсутствии противопоказаний больному рекомендуется употреблять до 2-3 л жидкости в сутки в виде минеральных вод, витаминизированных напитков, соков, морсов, компотов, киселей. Особенно полезен клюквенный сок или морс, так как он обладает антисептическим влиянием на почки и мочевыводящие пути.

    Форсированный диурез способствует купированию воспалительного процесса. Ограничение жидкости необходимо лишь тогда, когда обострение заболевания сопровождается нарушением оттока мочи либо артериальной гипертензией.

    В периоде обострения хронического пиелонефрита ограничивается употребление поваренной соли до 5-8 г в сутки, а при нарушении оттока мочи и артериальной гипертензии — до 4 г в сутки. Вне обострения, при нормальном АД разрешается практически оптимальное количество поваренной соли — 12-15 г в сутки.

    При всех формах и в любой стадии хронического пиелонефрита рекомендуется включать в диету арбузы, дыни, тыкву, которые обладают мочегонным действием и способствуют очищению мочевыводящих путей от микробов, слизи, мелких конкрементов.

    При развитии ХПН уменьшают количество белка в диете, при гиперазотемии назначают малобелковую диету, при гиперкалиемии ограничивают калийсодержащие продукты (подробно см. «Лечение хронической почечной недостаточности» ).

    При хроническом пиелонефрите целесообразно назначать на 2-3 дня преимущественно подкисляющую пищу (хлеб, мучные изделия, мясо, яйца), затем на 2-3 дня подщелачивающую диету (овощи, фрукты, молоко). Это меняет рН мочи, интерстиция почек и создает неблагоприятные условия для микроорганизмов.

    3. Этиологическое лечение

    Этиологическое лечение включает устранение причин, вызвавших нарушение пассажа мочи или почечного кровообращения, особенно венозного, а также противоинфекционную терапию.

    Восстановление оттока мочи достигается применением хирургических вмешательств (удаление аденомы предстательной железы, камней из почек и мочевыводящих путей, нефропексия при нефроптозе, пластика мочеиспускательного канала или лоханочно-мочеточникового сегмента и др.), т.е. восстановление пассажа мочи необходимо при так называемых вторичных пиелонефритах. Без восстановленного в достаточной степени пассажа мочи применение антиинфекционной терапии не дает стойкой и длительной ремиссии заболевания.

    Антиинфекционная терапия при хроническом пиелонефрите является важнейшим мероприятием как при вторичном, так и при первичном варианте заболевания (не связанном с нарушением оттока мочи по мочевыводящим путям). Выбор препаратов производится с учетом вида возбудителя и чувствительности его к антибиотикам, эффективности предыдущих курсов лечения, нефротоксичности препаратов, состояния функции почек, выраженности ХПН, влияния реакции мочи на активность лекарственных средств.

    Хронический пиелонефрит вызывается самой разнообразной флорой. Наиболее частым возбудителем является кишечная палочка, кроме того, заболевание может вызываться энтерококком, вульгарным протеем, стафилококком, стрептококком, синегнойной палочкой, микоплазмой, реже — грибами, вирусами.

    Часто хронический пиелонефрит вызывается микробными ассоциациями. В ряде случаев заболевание вызывается L-формами бактерий, т.е. трансформировавшимися микроорганизмами с потерей клеточной стенки. L-форма — это приспособительная форма микроорганизмов в ответ на химиотерапевтические средства. Безоболочечные L-формы недосягаемы для наиболее часто применяемых антибактериальных средств, но сохраняют все токсико-аллергические свойства и способны поддерживать воспалительный процесс (при этом обычными методами бактерии не выявляются).

    Для лечения хронического пиелонефрита применяются различные антиинфекционные препараты — уроантисептики.

    Основные возбудители пиелонефрита чувствительны к следующим уроантисептикам.

    Кишечная палочка: высокоэффективны левомицетин, ампициллин, цефалоспорины, карбенициллин, гентамицин, тетрациклины, налидиксовая кислота, нитрофурановые соединения, сульфаниламиды, фосфацин, нолицин, палин.

    Энтеробактер: высокоэффективны левомицетин, гентамицин, палин; умеренно эффективны тетрациклины, цефалоспорины, нитрофураны, налидиксовая кислота.

    Протей: высокоэффективны ампициллин, гентамицин, карбенициллин, нолицин, палин; умеренно эффективны левомицетин, цефалоспорины, налидиксовая кислота, нитрофураны, сульфаниламиды.

    Синегнойная палочка: высокоэффективны гентамицин, карбенициллин.

    Энтерококк: высокоэффективен ампициллин; умеренно эффективны карбенициллин, гентамицин, тетрациклины, нитрофураны.

    Стафилококк золотистый (не образующий пенициллиназу): высокоэффективны пенициллин, ампициллин, цефалоспорины, гентамицин; умеренно эффективны карбенициллин, нитрофураны, сульфаниламиды.

    Стафилококк золотистый (образующий пенициллиназу): высокоэффективны оксациллин, метициллин, цефалоспорины, гентамицин; умеренно эффективны тетрациклины, нитрофураны.

    Стрептококк: высокоэффективны пенициллин, карбенициллин, цефалоспорины; умеренно эффективны ампициллин, тетрациклины, гентамицин, сульфаниламиды, нитрофураны.

    Микоплазменная инфекция: высокоэффективны тетрациклины, эритромицин.

    Активное лечение уроантисептиками необходимо начинать с первых дней обострения и продолжать до ликвидации всех признаков воспалительного процесса. После этого надо назначать противорецидивный курс лечения.

    Основные правила назначения антибактериальной терапии:

    1. Соответствие антибактериального средства и чувствительности к нему микрофлоры мочи.

    2. Дозировка препарата должна производиться с учетом состояния функции почек, степени ХПН.

    3. Следует учитывать нефротоксичность антибиотиков и других уроантисептиков и назначать наименее нефротоксичные.

    4. При отсутствии терапевтического эффекта в течение 2-3 дней от начала лечения следует менять препарат.

    5. При высокой степени активности воспалительного процесса, выраженной интоксикации, тяжелом течении заболевания, неэффективности монотерапии необходимо комбинировать уроантисептические средства.

    6. Необходимо стремиться к достижению реакции мочи, наиболее благоприятной для действия антибактериального средства.

    В лечении хронического пиелонефрита используются следующие антибактериальные средства: антибиотики (табл. 1 ), сульфаниламидные препараты, нитрофурановые соединения, фторхинолоны, нитроксолин, невиграмон, грамурин, палин.

    3.1. Антибиотики

    Таблица 1. Антибиотики для лечения хронического пиелонефрита

    Источник: http://domashniy-doktor.ru/index.php/2015-04-03-19-45-10/189-2013-02-03

    Пиелонефрит у детей: причины возникновения, симптомы и лечение

    Пиелонефрит — довольно частое заболевание в детской среде, которое представляет собой воспаление почек (одной или двух) на фоне бактериальной инфекции. Дети подвержены пиелонефриту в гораздо большей степени, чем всзрослые. Анатомические особенности мальчиков и девочек приводят к тому, что пиелонефрит у детей встречается у маленьких представительниц прекрасного пола примерно в три раза чаще, чем у мальчиков. Медики отмечают тенденцию к «омоложению» пиелонефрита у детей — эта болезнь все чаще поражает новорожденных и грудничков.

    Причины возникновения пиелонефрита у детей

    Причина первая — сниженный иммунитет. Особенно актуален такой фон для развития пиелонефрита в критические периоды роста и развития ребенка — от рождения до 2 лет, от 4 до 7 и в подростковом возрасте. Заболеванию также способствует лечение антибиотиками — нередко необоснованное, — которое также способствует снижению сопротивляемости организма инфекциям.

    Вторая причина — отсутствие в детской моче антимикробных веществ. Учитывая, что в возрасте до пяти лет в норме дети физиологически не могут полностью опорожнить мочевой пузырь, это приводит к застою мочи и хорошей почве для размножения бактерий.

    У детей старшего возраста инфекция в почки может переходить с половых органов.

    Очень часто причиной пиелонефрита у детей становятся очаги инфекции. Это может быть кариес, тонзиллит и т.д. В некоторых случаях инфицирование происходит во время внутриутробного развития. Гипоксия плода — также весомый «повод» для заболевания пиелонефритом.

    Возбудителем пиелонефрита может стать кишечная палочка.

    Заболевания почек и других органов мочеполовой системы, при которых возникает нарушение тока мочи, также могут привести к развитию пиелонефрита.

    Формы пиелонефрита

    В зависимости от того, поражены ли обе почки или одна различают двусторонний и односторонний пиелонефрит. Часто акцентируют внимание на стороне: лево- или правосторонний. Чаще встречается односторонняя форма.

    Для лечения заболевания важно определить, первичный или вторичный пиелонефрит поразил ребенка. Первичный развивается у практически здорового малыша, когда в организме отсутствуют изменения, способные вызвать застой мочи. При вторичном пиелонефрите наблюдаются аномалии органов мочевыделительной системы. Это могут быть врожденные нарушения строения мочевого пузыря, мочеточников или почек, поэтому пиелонефрит у детей в этом случае является следствием этих нарушений.

    В зависимости от течения заболевания констатируют либо острый, либо хронический пиелонефрит. Ниже мы приведем основные симптомы заболевания в зависимости от формы пиелонефрита у ребенка.

    Симптомы пиелонефрита у детей

    При остром пиелонефрите у детей симптомы заболевания начинают проявляться с повышения температуры — градусник показывает от 38 до 40 градусов. При этом малыш может испытывать озноб, потеть, жаловаться на головную боль. Иногда появляется рвота, боли при мочеиспускании (цистит у детей может проявиться таким же образом), боль и тяжесть в поясничном отделе.

    Сложно диагностировать заболевание у грудничка, который не может пожаловаться на боль. Даже такая мелочь, как затянувшаяся желтуха, может свидетельствовать о развити пиелонефрита. Но родителей должны насторожить уже такие симптомы пиелонефрита у ребенка, как повышенная температура в сочетании с беспокойством, рвотой, плохим сном и снижением аппетита.

    Ребенок, который умеет говорить, пожалуется на боль в области живота и, возможно, тошноту. Боль при мочеиспускании характерна для детей после пяти лет.

    К счастью, при своевременно начатом лечении уже через неделю-полторы ребенок будет совершенно здоров, а анализы мочи и крови придут в норму.

    Другие же заболевания почек способствуют переходу острого пиелонефрита у детей в хроническую форму. Медики констатируют хронический пиелонефрит в случаях, когда заболевание длится более года или за этот же временной отрезок случилось два и более обострения. При хроническом пиелонефрите бессимптомное течение заболевания сменяется рецидивами, во время которых ребенок отметит озноб, повышение температуры, боль при мочеиспускании, изменение цвета мочи, инфекционная астения, раздражительность, плохая концентрация внимания, утомляемость.

    Хронический пиелонефрит может длиться несколько десятилетий. Исход зависит от многих факторов, в особо сложных случаях возможен летальный исход.

    Диагностика и анализы

    Пиелонефрит у детей диагностируют по комплексу вышеперечисленных симптомов, подкрепленных результатами анализов. Анализы для уточнения этого диагноза проводятся по трем направлениям:

    исследования для выявления и уточнения активности воспалительного процесса (сюда включаются общие анализы мочи и крови, посев мочи на флору и антибиотикограмма мочи),

    для оценки состояния почек и их функционирования (в частности, опеределяется в крови уровень креатинина и мочевины, проводится контроль диуреза — это определение количества выделенной за сутки мочи, а также проба Зимницкого, определение кислотности и выделения аммиака).

    Как правило, прибегают к помощи инструментальных обследований — УЗИ органов мочевыделительной системы, рентген и измерение артериального давления.

    Лечение пиелонефрита

    При выявлении пиелонефрита у ребенка ему назначается антибактериальная терапия. Как правило, до получения результатов анализов такая терапия проводится по стандартной схеме — откладывать лечение острого пиелонефрита крайне не рекомендуется (точно так же, как запрещено заниматься в этом случае самолечением).

    Для лечения легкого пиелонефрита предлагают детские антибиотики в форме сиропов или суспензии. Они отлично всасываются в желудочно-кишечный тракт и, как правило, сладкие и вкусные для малышей.

    После курса антибиотиков пролечиваются уроантисептиками.

    Диета при пиелонефрите у детей

    Доктор подберет диету в зависимости от того, насколько активна форма заболевания, как справляются с функциональной нагрузкой почки. В период обострения рекомендуется свести к минимуму употребление белка и солей.

    При остром пиелонефрите ребенку назначат в первые дни «жидкую» диету, при которой упор необходимо сделать на употребление большого количества жидкости — некрепкий чай, компоты, отвары подойдут как нельзя лучше. Также рекомендуется кушать побольше свежих овощей и фруктов, особенно тех, которые обладают мочегонным действием (арбуз).

    Когда самочувствие ребенка пойдет на поправку, вводится кефир, ряженка, молоко. По-прежнему нужно пить отвары и компоты, питаться в основном фруктами. Употребление соли все еще ограничивается 2-3 г в сутки.

    Когда обострение минует, рацион дополняется отварной рыбой и (или) мясом, творогом. В течение года после того, как ребенок переболел пиелонефритом, диета предполагает отказ от копченых продуктов, солений, жареного, острого.

    При хроническом пиелонефрите диета во время обострения сходна с той, которая назначается при остром течении заболевания. В остальное же время рекомендуется употреблять молочные продукты, избегать жирного, жареного, копченого. Вареные овощи, мясо и рыба или те же продукты, но в тушеном варианте, — вот меню для больного. Содержание соли необходимо ограничить 6 г в сутки, дважды в год рекомендуется пропить курс минеральной воды — доктор сможет подобрать наиболее оптимальный вариант.

    Текст — Lotiana специально для сайта Я — молодая мама

    Фото © Rgumus | Dreamstime.com

    © 2011 — 2017, Я — молодая мама. Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

    Источник: http://www.yamolodayamama.ru/?p=9560

    Девочки, извиняюсь сразу за возможный повтор, но тут есть люди явно более подкованнее в этом вопросе чем я и ответ нужен оперативнее т.к. завтра хочу идти и качать те самые права.

    Суть вопроса: учимся по массовой программе в зрительной школе с диагнозом косоглазие и атрофия зрительного нерва. Но ко всему прочему и главное — у нас ДЦПшки, не слишком тяжелые (обслуживаем и ходим сами), но и не слишком легкие (ходим с явной особенностью и делаем все медленнее) НУ ВОТ НЕ ПОВЕЗЛО нам с учителем, не хочет она нас учить и еще 2 сентября она сказала, что не знает ка нас учить и что он ничего не молжет и не сможет и что светит нам в конце года не успеваемость. К декабрю мы имеем — письмо на крепкую 3, а то и 4, коряво но вполне правильно. По математике — все считает правильно, но плохо с оформлением ( типа не правильно пишет скобки, забывает двоеточие после слова ответ и т.п.), чтение великолепно. НО учитель все равно настаивает на домашнем обучении, таскала меня к завучу со словами "вот мама хочет на домашнее", завуч кстати думает что мы не пишем вообще:( Предлагается занятия 2 часа в неделю индивидуальных зянятий. И обещает что будет ходить в класс ос всеми. Думаю обманывает.

    Вот вопрос: если я оформляю дом обучение, не вытурит ли первая же комиссия нас домой — типа че вы тут сидите в классе? Для моего ребенка 2 часа в неделю просто ничто — у нет проблем у освоением материала, есть проблема с выработкой навыков, а тут надо каждый день заниматься. Какие преимущества дает надомка? Должны ли нас кормить (он в школе до вечера обычно. в музыкалку мы ходим 3-4 раза в неделю.

    ОЧень прошу — кто владеет такой информацией — поделитесь. а то мосг взрывается уже от мыслей тяжелых:((((:support:

    Источник: http://2009-2012.littleone.ru/archive/index.php/t-3576118.html

    Учеба вне школы

    Домашнее образование — этому движению в России чуть больше двадцати лет, и у него достаточно убежденных сторонников. «Букник » решил разобраться в теме: что ожидает родителей, которые взялись воспользоваться своим безусловным правом — дать детям образование самостоятельно, к чему им следует быть готовыми, как и чему учатся дети в этом формате и, главное, что такое социализация, для тех, кто не ходит в школу.

    «Сын учится в московской русско-корейской школе. Выбор пал на нее вовсе не из-за нашего пристрастия к корейской культуре. Просто именно тут я встретила завуча с человеческим лицом », — так мне сказала Мария Зайвая, мама семилетнего Яна Пигарёва. У ее сына аутизм и гиперактивность, но диагноз пока еще не подтвержден: гиперактивность ставят только в восемь лет, а что такое аутизм и как с ним жить, знают немногие профессионалы в России, по большому-то счету. Ян учится в 1 классе, домашнюю форму обучения родители выбрали сами: «Пожалели одноклассников сына и учителей », — иронизируют они.

    Он несколько дней ходил в школу, но ничего не вышло. Он открыт, искренен и совершенно непосредственен, не всегда готов был слушать учителя, ему непонятно, кто такой директор школы и почему он — самый главный. Ян болтал на уроках всякие смешные вещи и радовался, когда дети хохотали в ответ. На вопрос учителя: «Яник, почему ты издаешь эти странные звуки? » — однажды ответил: « Да скучно у вас тут ».

    Сегодня его будничное расписание выглядит так: есть три основных урока: математика, русский язык и окружающий мир — это главная нагрузка родителей, их они преподают сами, по очереди — в зависимости от обстоятельств. Он занимается музыкой с преподавателем, а рисовать ходит в студию. Плюс всякие развивающие и оздоровительные программы. « Если занятие длится час — Ян спокойно его выдерживает и легко усваивает информацию, даже в большем объеме, чем дети в школе ». — говорит его папа. Но три раза по сорок пять минут подряд ему не по плечу. Между занятиями у него не короткие перемены, а большие перерывы. Первую половину дня с Яном занимается папа, вторую — мама. Борис Пигарёв, папа Яна, вполне убедительно говорит: « Я выпускник физфака МГУ, я что, ребенку школьную математику объяснить не в состоянии?» Мама Яна преподает терапию во 2-м меде (Российский национальный исследовательский медицинский институт им. Пирогова).

    СПРАВКА

    Наиболее распространено семейное образование в Америке, там его получают миллионы детей. Впрочем, в некоторых штатах подобная форма образования не поддерживается законодательно. В Ирландии этот институт упрощен настолько, что для аттестации родители должны предъявлять своего ребенка в муниципальную школу раз в два года. Англичане при оформлении документа на семейное образование должны предоставить в школу ежедневное почасовое расписание и регулярно его обновлять. Если вдруг нагрянувший инспектор в нужный день и час не застанет ребенка за занятиями, у родителя могут возникнуть проблемы. В Германии семейное образование запрещено законодательно. Этот закон был принят в далеком 1938 году, его сторонники считают что он препятствует разделению общества на изолированные группы, а его самые отчаянные противники переезжают жить в США.

    В России эта история упрямо развивается с 1992 года. Методист по дистанционному обучению школы № 277 Санкт-Петербурга Наталья Геда говорит, что сегодня по всей стране наберется от силы тысяч десять детей, чьи родители выбрали для них этот способ получения образования. Точной цифры не может назвать никто. Основная масса детей сосредоточена в Москве и Питере. На одном из ведущих российских тематических порталов familyeducation.ru зарегистрированы пользователи из 53 регионов России, подавляющее большинство из них — родители, чьи дети обучаются дома.

    « Обучение в семье могут потянуть далеко не все родители. Берутся за него только самые продвинутые и ответственные, — подчеркивает Наталья Геда.  — Семейное образование — очень важный культурный и социальный процесс, который связан с возвращением семье прав на самоопределение, права на образование и всестороннее воспитание собственных детей, возвращение семье ее первостепенных, самых важных функций » .

    Почему родители делают этот выбор?

    Его приходится делать по необходимости, и он — первостепенное право родителей, закрепленное законом (см. Семейный кодекс РФ, ст. 63, 64, Закон «Об образовании», ст. 44, п. 3). Необходимость у нас выглядит по-разному. Это может быть категорическое несогласие родителей с генеральной линией российского образования. Или элементарное нежелание заставлять своих детей проводить половину дня сидя за партой в школе, слушая учителя и потом ещё столько же дома — силясь вспомнить, понять услышанное в классе и выполнить домашнее задание. Поблизости от вашего дома может просто не оказаться подходящей школы, те, кто живет за городом, часто выбирают семейную форму обучения, потому что рядом нет вообще никакой. Эта необходимость становится безальтернативной для родителей детей с особенностями или ограниченными возможностями развития. Пока я пыталась разобраться в теме, мне не раз пришлось услышать: «Школа сказала нам "до свиданья" ».

    У детского психолога Екатерины Тимофеевой на семейном обучении целая компания из четверых детей: шести, девяти, одиннадцати и пятнадцати лет. Ее дети и дети сестры. Младшие обычной школы в глаза не видели, и сейчас свой выбор она определяет практично: «Это удобно, мы живем за городом ». Но история выбора куда интересней.

    Катин старший сын Вася чудовищно учился в школе. Он пошел в первый класс, но понравилось ему только 1 сентября. А позже начались известные многим проблемы: то он не успевал понять учителя, то его одноклассники дразнили; над домашкой сидел вечерами, получал тычки от учителя, приходил домой недовольный, снова сидел вечерами, и так каждый день. Были и возвращения из школы в мокрых штанах, и сидения мамы на уроках, и перевод в другую школу. Перед вторым учебным днем в третьем классе, одеваясь утром в прихожей, Вася пошатнулся, побледнел-позеленел и сполз по стенке в полуобморочном состоянии. И в этот момент мама дозрела.

    Сейчас все дети их семьи закреплены за детским центром, курирующим вопросы родителей и школы. Там же пишут контрольные, там же получают задания. Задача Кати — блюсти распорядок дня, отслеживать выполненные работы, походы по кружкам. На тот объем материала, что дети в школе изучают от четырех до шести уроков по сорок пять минут ежедневно, у Катиных подопечных уходит от полутора до двух с половиной часов. Дважды в неделю заниматься с детьми домой приходит тренер по физкультуре.

    « Есть важное условие успешного восприятия информации, — говорит Катя, — циклы усиления и ослабления интеллектуальной активности ребенка. Если ребенок более сложную тему сейчас не тянет — даю что-то полегче, а к сложнопостижимому мы возвращаемся позже, безболезненно » . В общеобразовательной школе у учителя при всем желании нет возможности предоставить такую такую вариабельность: у него учебный план, и должны успевать все.

    « Семейная форма обучения прежде всего учит ребенка учиться, самостоятельно добывать интересующие его знания из книжек, рассматривать предметы с излюбленных сторон. В то время как в школе учителя часто противятся, если ребенок выдает информацию, взятую из источника, ими лично не рекомендованного, дескать, “только мы знаем как правильно”. А это несправедливо » — говорит Катя.

    Техническая сторона дела

    Перевестись на семейное обучение можно в любом школьном возрасте. Хотя практики и говорят: чем позднее, тем сложнее. Делать подобный выбор стоит только после тщательного изучения наработанного опыта, образовательного законодательства, анализа собственных возможностей и учета семейных обстоятельств, вплоть до ремонта или перенаселенности квартиры. Тут необходимо четко понимать, как будет распланирован учебный день, кто и в каких ситуациях поможет. Важно уметь разбираться в законах, их трактовках и применении, чтобы грамотно выстраивать свои отношения со школой.

    Есть обобщающий юридический термин:  «получение образования в семье ». в обиходной речи используются близкие по значению понятия, в том числе и юридические: «семейное образование », «домашнее образование », «обучение в семье », «обучение на дому » и так далее.

    Получение образования в семье с юридической точки зрения делится на несколько форм: «семейное обучение » регулируется «Законом об образовании в Российской Федерации », подразумевает обучение ребенка в семье, ежегодные промежуточные аттестации в школе и государственную итоговую аттестацию в 9 и 11 классах — потом с этими результатами ребенок может поступать в вуз. «Обучение на дому » — по этой форме договоры заключаются только с родителями детей, по состоянию здоровья не способных посещать школу, — детей с особенностями и отставанием в развитии; перевестись можно на основании медицинской справки. Количество учебных часов для обучения на дому существенно сокращено.

    Есть также понятие «самообразование », нынче выведенное в особую форму. На нее ученик может перейти только в старших классах по согласованию с родителями. И, наконец, «экстернат » — как таковой подобной формы обучения в «Законе об образовании » нет, однако она закреплена в нем как форма аттестации. Ее часто используют для досрочной сдачи экзаменов по школьной программе. Скажем, если ребенок решает выучить программу 9, 10 и 11 классов за один год.

    После заявления о приеме ребенка в школу родители пишут заявление о переводе на ту семейную форму обучения, которая соответствует их обстоятельствам. В недалеком прошлом на этом основании школа заключала договор об организации семейного образования — главный документ, регулирующий отныне отношения семьи и школы. Таким образом ребенок закреплялся «в контингенте конкретного учебного заведения ».

    В сентябре этого года после принятия очередных поправок к «Закону об образовании » из департаментов образования в школы полетели методические рекомендации, предписывающие выведение учеников, обучающихся в семье, из контингента образовательных учреждений на основании заявлений от родителей.

    Однако законной силы методические рекомендации не имеют, потому юридически грамотные родители не торопятся писать заявления о выводе своих детей из контингента ОУ (в некоторых случаях за права детей приходится сражаться в суде). Питерская школа № 277, например, предложила родителям детей, закрепленных за ней, перевести их на заочную форму с индивидуальным учебным планом, что, по утверждению Натальи Геды, не будет отличаться от обучения по форме экстерната. Судьба большинства детей, обучающихся в семье, во многом теперь зависит от доброй или злой воли администрации школы, которая отныне может сама выбирать форму аттестации и ее частоту.

    Как вариант — в настоящее время родители могут закрепить своих детей для консультаций и аттестаций за специализированными детскими центрами или ассоциациями, как сделала Катя Тимофеева. В Москве и Питере такие есть. Они помогают детям готовиться к аттестациям, а родителям — четче и грамотней общаться со школой.

    Социализация

    Самый дискуссионный вопрос во всей истории. Итак, одичает ребенок, обучающийся в семье, а не в школе, есть ли у него, сидящего дома, возможность научиться общаться со сверстниками, взаимодействовать с окружающими его людьми вообще, встраиваться в сложную систему социальной коммуникации или он ее лишен?

    «Я бы поспорила с тем, что семейная форма образования — это обучение вне системы. Оно в системе, просто в другой,  — говорит Катя Тимофеева. — В классе 30 детей, ребенок близко общается в лучшем случае с тремя из них, с несколькими тайно или открыто враждует, остальных — просто не замечает. Общение в кружках и секциях — вот она социализация: там дети объединены общим интересом, поэтому качество социализации намного выше, чем в школе. Это как сравнивать конкуренцию в творческой среде и в условиях городского рынка ».

    Член экспертного совета Центра лечебной педагогики Мария Дименштейн говорит: «Школьная среда совсем не однозначное понятие, возможны самые разные варианты. От вполне мирной ситуации с принимающим учителем до кричащей на уроках училки, постоянного давления и детской травли на переменах. Ян Амос Коменский (чешский педагог-гуманист XVII века. Прим. ред.), придумавший школьную систему, предполагал, что там детей будут учить умные, понимающие люди и дети будут ходить туда с радостью. Такая школа — да, это лучшая социализация! Если ребенок ходит в нее с удовольствием — безусловно, это сама по себе полезная социальная ситуация развития. В ней часто бывают более широкие возможности для общения, чем в кружках, секциях и т.д. Все остальное (учитель, являющийся для ребенка авторитетом, правила и рамки) — есть и в нешкольных местах (секциях, кружках и т.д.). Мы в ЦЛП активные сторонники социализации. Мы убеждаем родителей в том, что все дети имеют право на образование, а детей готовим к тому, что у них появится возможность учиться. Это входит в понятие нормализации иметь право и возможность для всех детей учиться в школе. Но если нет подходящего варианта образования для ребенка мы говорим родителям: создавайте сами. И когда какая-то группа родителей организует свою школу, в которой даже самых сложных детей учат с принятием и пониманием и их проблем, и их возможностей, и того, как их правильно учить, — конечно, это бывает намного лучше того, что может предоставить стандартная школа. Многие родители, выбирающие для своих детей семейное образование, не имеют ничего против социализации и с радостью отдали бы детей в школу, которая бы их устроила, — но таких школ ничтожно мало » .

    Психолог московской школы № 1214 Евгений Якжин, молодой специалист, считает, что социализация именно в школьных условиях многим просто необходима:  « Ребенку куда лучше взрослеть в большом разномастном коллективе. Да, конфликты, да, какие-то удары одноклассников, их неприятие. Но по окончании школы и института молодые люди выходят в жизнь, и там будет все то же, только по-взрослому. Человек должен быть готов к этому, он должен уметь жить с этим, работать с этим. Школьная конкуренция воспитывает, помимо прочего, характер человека, мужество, тонкость, хитрость, умение обходить острые углы или отвечать на вызов. Да, с большинством одноклассников дети не общаются, но опыт сосуществования среди чужих людей, условно соседей по общежитию, бесценен и в жизни необходим каждый день. Закрытый мир семьи не способен дать его ребенку. Если родители хотят обучать своих детей в семье, они должны стремиться предоставить им еще какое-то общение: кружки, секции, творческие школы. Места, где они могут общаться со сверстниками, соревноваться, конкурировать, отстаивать себя, взаимодействовать с малознакомыми людьми » .

    Сын Натальи Геды Иван Маврин в школу вообще не ходил, учился дома. Сейчас ему 14. На тему социализации он рассуждает так:  « У меня достаточно широкий круг друзей, и это совершенно разные люди. Скорее, община единомышленников. Мы отмечаем праздники, гуляем вместе, общаемся на интересные нам темы. Вообще же мне кажется, что разговоры о социализации — довольно-таки надуманная тема, миф. И вывел я это на основе наблюдения за своей двоюродной сестрой Соней. Она была достаточно общительной девочкой до школы, а после двух лет обучения, ее, например, малознакомому человеку разговорить очень тяжело: она общается только с одноклассниками. Мы с друзьями недавно ходили на фестиваль кельтской музыки, который каждый год проводится в клубе "Аврора". Так вот я, человек, который, по мнению сторонников традиционного образования, должен быть закрытым и необщительным, спокойно танцевал, разговаривал с разными людьми и получал удовольствие от вечера. Соня три четверти вечера просидела в углу, играя в игры на телефоне ».

    Описанное в статье далеко не полностью воссоздает картину семейного обучения в России, ее действующие лица утверждают, что изложить в едином тексте это невозможно. Затронув практическую, юридическую и социальную стороны вопроса, я прекрасно понимаю, что оставляю читателя в чистом поле. Пока мне лично понятно только одно: самостоятельно дать своим детям образование по силам далеко не многим родителям. И в случае неуспеха возможности свалить свое чувство вины на школу не будет.

    Идеолог семейного образования Игорь Чапковский — сам отец четверых детей обучавшихся дома. Основываясь на двадцатилетней практике по разработке системы, на постоянном общении с родителями, выбравшими эту форму, он говорит, что успех предприятия в большей степени зависит от ответственности родителей, их умения систематизировать будни своих детей и грамотно спрашивать с них. То есть с себя в первую очередь.

    Проект "Объясняшки" предложил вот такое визуальное и легко доступное для понимания изложение закона о семейной и домашней форме обучения:

    Источник: http://family.booknik.ru/articles/nedetskie-problemy/uchyeba-vne-shkoly

    Схожие статьи:

    • Чем чистить почки от камней Очистка почек в домашних условиях, первые шаги неправильное питание, экология, Симптомы «загрязнения» Почки рекомендуют чистить регулярно, несколько раз в течение год, чтобы предотвратить образование камней в этих органах. Необходимость выполнения очередной процедуры можно определить по следующим симптомам […]
    • Чай для почек инструкция Почечный сбор — инструкция по применению Инструкция по применению почечного сбора В большинстве аптек продаются уже готовые почечные сборы для лечения болезней почек. Наиболее популярными из них являются: Фитонефрон. Препарат, в состав которого вошли: листья толокнянки; перечной мяты; ноготков; семена […]
    • Чем характеризуется воспаление почек Воспаление почек: симптомы и лечение | Как лечить воспаление почек Наиболее частыми разновидностями данного воспаления являются такие патологии, как: мочекаменная болезнь, гломерулонефрит, пиелонефрит. Воспаление почек каждого типа имеет свою специфику. Симптомы развития воспаления почек Основными […]
    • Форум удаление камней из почек Как проводится операция по удалению камней из почек Оглавление: [ скрыть ] Основные причины возникновения камней в почках Симптоматика и виды образований Выбор метода удаления Открытая полостная операция по удалению камней из почек Лапароскопическое удаление Литотрипсия Профилактика повторного образования […]
    • Цикорий и мочекаменная болезнь Питание при мочекаменной болезни Болезни почек – часто наблюдаемая патология, которой страдают 8-10% совершеннолетних граждан в развитых и развивающихся странах. Увы, количество заболевших непрерывно растет, и главным образом вследствие распространения пиелонефрита и почечных нарушений при системных […]
    • Удвоение почки у мальчика Что представляет собой удвоенная почка у ребенка? Оглавление: [ скрыть ] Удвоение почки: виды и признаки патологии Причины удвоения почки Диагностика и лечение удвоенной почки Сегодня у детей довольно часто встречается такое явление, как удвоенная почка. Это самая распространенная форма патологии органов […]
    • Факторы риска мочекаменной болезни Симптомы и лечение мочекаменной болезни Оставьте комментарий 2,724 Общие сведения Диагноз МКБ у взрослых ставится в 35—40% от всех обращений урологического характера. Мужчины подвержены формированию конкрементов в 3 раза больше, чем женщины. Камни в почках и мочевом встречаются у трудоспособного населения. […]
    • Специфическое воспаление почки Воспаление почек: лечение и основные симптомы При воспалении почек поражается чашечно-лоханочная система, почечные канальцы и клубочки. Это может быть самостоятельное заболевание или осложнение других болезней (мочекаменной, хронических заболеваний мочеполовой сферы и т.д.). Не отчаивайтесь, если при […]