Диспансеризация детей с гломерулонефритом

??????????????? ????? ? ????????????? ??????? ?????????????

???????????? ?????????? ?? ?????? ? ????????????? ????? ???????????? ????? ???? ?? ????????? ?????? ?????????? ?? ????????. ??????????? ???????? ?????? ???????? ??????????????? ? ???????????? ? ??????? ??????? ? ??????????, ???????????, ?????????.

?????? ??????????????? ? ??????????? ??? ???????? ????? ???????????? ? ??????????? ???????, ???????????????? ???????????, ???????? ????????????, ??????? ? ?????? ??????????????? ???????????, ????????? ? ??????? ?????? ??????????? ????????, ??????? ? ?????? ?????????? ???????????? ????????.

??? ?????? ???????????? ??????? ??????? ???????? ???????? ?? ???????? ????????????, ??????? ??, ?????; ??? ???? ????????? ?????? ????????, ?????? ???????????? ????????????.

????????????? ?????????? ???????? ???????:

? ??????????????;

? ??????????????????;

? ???? ? ?????????????????? ????????????.

???????????? ?????????? ?? ?????? ? ?????????????. ??????????? ? ??????????????? ????????????-?????????????? ??????? ? ??-?????-?????????? ??????? ? ?????????????????????? ????? ?????, ??????? ?????????? ??????????? ??? ???????????? ???????????, ???????? ? ????? ??????? ????????, ????????????????? ?????????????, ???????????? ? ?????????? ??????????????? ????????? ?????. ???????? ?? ?? ??? ??????????? ???????? ????? ?? ?????? ??????????? ?????, ?? ?? ?????? ??????????????? ????????????, ??????? ????? ????????? ???????, ????? ?????????? ? ??????????. ???????? ????? ?? ??????????????? ?????? ???????????, ??? ??? ?? ??????? ????????? ??? ??????????? ??????? ??????????? ????????? ? ?? ?????? ??????? ??????? ??? ????????????, ?? ??????? ?????? ????????????? ????.

?????? ??????????? ??????????????? ?????? ??????? ???????, ??????????? ???????? ????????? ???????? ????????? ? ?????? ???????-???????????? ?????????. ??????????? ??????????? ???? ????????????? ? ????? ? ?????????? ??????? ????, ?? ??????????????? ??????????? ????????? ??????? ?? ????? 6 ??? ?? ?? ?????? ??? ???????? ? ???? ?????? ?? ????? 2 ?????????. ??????????? ????????? ??????????? ????? ?’???????? ???, ??? ??????? ? ?????? ????????? ??? ??????????? ????????? ? ??????????? ??? ?????????????? ??????????? ???????? ??????. ? ????????????? ??? ?????? ? ??????????? ???????????? ????? ???????? ??? ?????????? ?????? ???????-???????????? ???????? ? ??????? ?? ????? 3 ???.

????????? ??? ??????????????: ??????? ?????????? ???????????? ? ?????????, ?????????? ??????? ???????, ????????? ??????? ?????, ????????? ??, ?????????? ??????? ?? ??????????? ??????????? ???????.

??????? ????????: ??????? ? ?????????? ? ??????? ??????? ????, ????? 1 ??? ? 3 ???, ???????? 1 ??? ? 3 ??? ? ??????? ????, ????? 1 ??? ? 6 ???, ?????????? ? ???-???? 2 ???? ? ???. ???????????? ?????? ???????????? ?????????? ?? ??????????. ?????? ????????????: ??????? ???? 1 ??? ? 2 ??? ? ??????? 6 ???, ????? 1 ??? ? ??? ? ??????? ????, ????? 1 ??? ? 3 ???; ?????? ???? ?? ????? ???????????? ? ?????? ????????? ???? ? ????? ?? ????????; ??????? ???? ?? ???????????, ??????????-?????? ? ??????????? ??????? ??????????? ????? ?????? ???????? ????????; ????????????? ???????????? (????????, ?????????) ??????????? 1 ??? ? 6 ???, ????? ????? ? ??? ??????? ? ?? ??????????. ????? ?? ??????????, ??? ????? ???????? 2 ???? ? ???, ?????????????????? ???????????? ??? ?????????? ???????? ? ????? ?? ??????????.

??? ?????????????? ? ????????? ??????? ???????????? ???????? ????????????????????? ? ? ????????? ??????? ? ????????????? ???????????? ????????.

????????????????? ??????? (?? ??????????) ??????? ????????? ?? ???????????? ??????????, ?????? ? ??????? 6 ??? ????? ??????????. ????? ??????? ?? ?????????? ?? 10 ???? ??????? ?????? ????????? ????????????? ????????? (??????????????, 5-???, ???????????, ??-??????), ????? 20 ???? ??????? ?????? ???????????. ?????, ??? ????????????? ??????? ??????????? ????????? ????????????????? ??????? ?????? ?????? ? ?????? ?? 4-6 ??? ? ??????? ????? ??????? ????????????? ??????????. ??? ?????????? ????????? ? ???? ????? 2 ??? ????????????? ???????????? ? ?????????????????? ????????? ? ????????????? ??????????? ???????????? ?????????.

?????? ???????? ??????? ???????? ??????????? ??????????? ?????? ???? (?????????????? ?? ???? 1 ??? ? 3 ? ) ? ???????????????? ?????????. ??? ???????????? ??????? ????????? ??????? ????????????? ???? ???????????, ?????, ?????????, ????????, ??????. ??? ?????????? ????????????????? ??????? ??????? ????????? ???????????? ????????????? ? ????????? ???????????????, ?????????????, ????-???? ? ??. ? ????? ???????????? ??????? ??????????? ?????????? ????????? ????????????? ????? ? ???? ??????? ? ???????, ?????? ??? ?????????? ? ????????????????? ???????. ??? ?????????? ??????????? ??????? ????????? ????????????????????? ???????? ???? (??????????, ????????, ????????, ???????), ??????????? ????????? ??????????? ???????? (????????, ???????????, ?????????? ????) ??? ?????????? ?????????? ???????? (????????, ??????????, ????????? ?????)

?? ???????????????????? ???????? ??? ??????????? ???????????? ?????????: ???, ???????????? ? ???????? ?? ??????? ?????. ?????????-????????? ??????? ???????????? ?? ???????? ??????????, ??-???????????, ?????????.

??? ????????????? ? ??????? ????? ??????????????? ??????????? ?????????? ????????? ????????????????? ??????? ? ???????????? ????????????? ???????? ? ?????? ???????? ? ????????????? ????, ???????????? ?????????, ? ????? ??????? ??????????? ?????? ????????.

?????????? ?????????????????? ??????? ?????? ?????????? ??????????? ?????????? ???????; ???????????? ???????????? ? ????????-???; ???????????? ??????? ????? ?? ?????? ???????????? ????????????.

?????? ? ??????? ?????????? ???????? ?? ????? 3 ??? ????? ???????? ??????????. ?????????-????????? ??????? ? ??????? ?????????? ???????????? ??? ?????? ???? ???????, ?? ????????????????? ??????? ???? ???????????? ????? 6-12 ??? ????? ??????????.

??? ????????? ????????? ?? ???????? ??????????? ? ???? ???????????? ?? ?????????? ????????? ?????????, ????? ?????????? ??? ??????? ????????? ? ???? ?? 2 ???. ????????? ???????? ???????? ?? ??????? ????????.

?? ??????? ???????????? ???? ????????????? ?? 1 ???, ????? ??????????? ??????? ? ??????????? ??????, ????? ????????? ? ???????????????? ??????. ???????????? ????????? ??? ?????? ?????????? ????????? ??????? ????? ? ??????? ?????????? ???????? ?? 6 ??? ?? 2 ???, ??? ??????????? ???????? ??????????????? ? ?? ?????????? 18 ???.

? ????????????? ???????????? ?????? ????????????? ????? ???????? ? ??? ??????, ???? ?? ?????????? ?? ????? 6-12 ?????? ????????????, ??????????????? ???????????? ???? ?????? ????????????? ??????????. ??????? ????????? ? ????? ????? 5 ??? ??? ?????? ???????-???????????? ????????; ??? ??????????? ???????????? ?? ????????? ?? ???????? ?? ???????? ???????????. ?????? ???????? III?V.

???????????? ?????????? ?? ?????? ? ?????????????????. ???-???????????? ? ???????????-????????????? ???????????, ? ???????? Koropoi ? ???????????? ???? ?????? ??????????? ?????????? ? ????????? ?????????, ? ????? ???????????? ???????? ? ????????? ???????. ?? ????? ????????? ??????, ???????????, ????????? ? ??????????????? ???????????????. ?????????? ????????? ???????? ???????????? ????????????? ??????????? ?????????, ??????? ????????????? ? ???????????????? ????????????.

? ???????????? ?????????? ????????? ??? ???? ? ????????? ????????????????, ?????????? ?? ?????????? ??? ?????????? ?? ????.

? ??????? ?????? ?????? ????? ??????? ?? ?????????? ??????? ?????? ???? ???????? ?????????? ????????? ? ?????????? ??.

??????? ????????: ??????? 1 ??? ? 2 ??? ? ??????? 3 ???, ????? 1 ??? ? ????? ? ??????? ??????? ???? ??????????, ????? 1 ??? ? 3 ??? ? ??????? 3 ???, ????? 2 ???? ? ???. ???????? ??????????? ??????? 1 ??? ? ????? ? ??????? 3 ???, ????? 1 ??? ? 3 ??? ? ??????? ??????? ???? ??????????, ????? 1 ??? ? 6 ??? ? ??????? 3 ???, ????? 1 ??? ? ???. ??????????, ???????????? ? ???-???? ??????????? ??????? 2 ???? ? ???, ?????? ??????????? ?? ??????????. ?????? ????????????: ??????? ???? ?????, ??????? ???? ?? ??????????? (??????????-??????), ????????? ?? ????? ?????? ???????? ????????. ??????? ???? ?? ?????????? 1 ??? ? 3 ???. ????????????? ?????? ????? 1 ??? ? 6 ??? (????????, ?????????, ??????????, ?????????????? ? ??.). ??? ?????, ??? ? 2 ???? ? ???. ??????? ????? ?????, ??? ?? ???? ??????? 2 ???? ? ???, ?????? ???????????? ?? ??????????.

??? ??????? ? ??????????? ???????????????? ???????? ? ??????????? ?????????????? ???????? ????????? ??????? ??????? ????????? ????????? ????? ?????????????? ? ???????????, ? ???????? ????????. ???? ??????? ? ?????? ????????????????? ??????? ?? ?????????? ? ??????????? ????????? ??? ??????? ????????? ??????????? ? ??????????????, ??? ?????????? ???? ???????????????, ??????????? ???????????? ? ??????????? ???????? ?? ??????? ?????, ??????????? ? ?? 2-3 ??? ??? ?????????? ??????????? ? ?????????????? ????????-?? ????????? ????????????????? ???? ? ???????, ????????? ?? 3-9 ???, ??? ???????????? ???????????? ???????? 1 ??? ? ?????. ???-?????????????? ??????? ??? ??????????? ???????????????? ???????? ?????, ?????, ???????????. ??????????????? ???????? (???????, ??-?????????, ?????????????) ??????????? ????????????? ?? ???????????? ??????????.

?? ????? ????????????? ??????????????? ??????????? ?????????? ???????????, ??????????????????? ????????? ? ??????? 10-14 ????. ?????, ?????????? ???????, ???? ???????????? ?????????????, ? ??????????? ???? ?????????? ?????????? ??????? ????????????????. ????? ????????????? ?? ??????????????? ??????????? ?????????? ??????? ?????? ???? ??? ????????? ?????????? ????????.

?????? ???????? ????? ???????????, ???????????? ?? ??????? ??????????? ?????? ????????. ????? ? ??????????? ??????????? ???????? ????????????? ? ????????? ???????-???????????? ????????. ????? ?????????????? ???????? ????????????? ????????????, ??????? ????? ? ????. ? ???? ???????? ? ?? ?????????? 7-10 ???? ????? ??? ?????, ????? ?????????? ???????????? ?????????, ????????? ??????-

????? ? ???????? ???? (15-25 ??), ????????? ????? ? ??????????????????? ????????

? ??????????? ??????? ???????????????? ????????? ?????????-????????? ???????, ??????? ????? ???????????? ????? ????? ????????????? ? ? ?????????? ???????? ????????. ???????? ??? ??????????? ??????? ???????? ????????????? ????????? ????????????? ????????: ???????????, ??????????? ?????????? ??????? ? ??????????. ?????????????? ????? ???????????????? ????????, ????????? ??????? ????????? ??????????? ??? ????????????? ???????. ???? ????? ???? ?????????? ? ???????? ????????? ? ??? ??????? ????????? ??? ?????????????? ??????? ???????????????? ? ?????? ????????. ???????? ??????????? ??????? ?? ?????????? ??????? ???? ??? ??????? ??????????? ???????? ????????. ????????????????? ?????? ???????? ?????????????? ???????, ? ????? ????????? ??????? ????? ?-? ???????. ?????????-????????? ??????? ? ?????? ????????????? ???? ??????????? ?? ?????? 12 ??? ????? ??????????

?????????? ????????????? ?????????????????? ??????? ???????-?????????? ????????:

? ?????????? ??????????????? ????????? ???????;

? ???????????? ???? ??? ??????? ???????????? ?????????????? ?

? ?????????? ???????? ????????? (??????????????, ???????????-

? ???????????? ???????? ?????;

? ???????????? ??????????????? ????????? ?????.

?????? 6 ???, ????? ? ???????????????? ?????? ?????????. ???????????? ?? ?????????? ????????? ????? ??????? ???????????????? ?? 6 ??? ????? ??????? ?? ??????????, ??? ??????????? ???????????????? ? ??????? ???????????? ?????????. ????????? ???????? ???????? ?? ??????? ????????.

???????????? ???????????? ??? ??????? ?????????? ????????? ??????? ????? ? ??????? ?????????? ???????? ????????????? ?? 6 ??? ?? 2 ???; ??? ??????????? ???????? ??????????????? ? ?? ?????????? 18 ???. ?????? ???????? III?V.

???????????? ?????????? ?????????? 5 ??? ??? ???? ?????? ??????? ???????????????? ? ????????? ????????????????? ???????? ????? ? ????. ??????? ? ??????????? ????????????????? ??????????? ?? ???????? ?? ???????? ???????????. ?????? ???????? III-V.

???????????? ?????????? ?? ?????? ? ?????????????????? ???-?????????. ????????????????? ?????????? ? ??????? ?????? ??????-

?????, ????????????? ????????? ? ?????-?????????????? ???????????. ???????????? ? ?????????? ???? ?????????????? ??????????? ???????? ???????? ?????????????? ??????????? ? ?????????? ???? ?????? ??????????? ????? ? ????????? ??????? ?????????? ?? ?????? ? ????? ??????????????? ???????, ?? ? ? ?? ???????????????.

??????? ???????? ?????????- ?????????? ? ??????? ??????? ???? ??????????, ????? 1 ??? ? 3 ???, ?????????? 2 ???? ? ???, ???????? 1 ??? ? 2 ????, ??????? ????????????? ?? ??????????. ?????? ????????????: ?????? ???? ??????????, ?????????? ? ???????????? ?????????? ???????? ??????, ????? ?? ??????????, ??????????? ???????? ????????? ????? ? ?????? ???? ??????????? ? ?????, ???????????? ?????????????-?????????? ??????????? ????, ???????????? ??????????? ??????????? ????????? ???????, ??? ?????, ????? ??????????????? ????????? ?????, ????????????? ???????????? (??????, ????????? ??????? ???????? ????, ?????????? ???????????, ???????? ?????????, ??????-?????????????, ?????????????) 2 ???? ? ???. ??? ?????????? ? ?????????????????? ????????????.

? ??????????? ?? ???? ?????????????? ?????????? ????????????:

? ??? ?????????????? ? ???????? ????????? ????????? ? ?????, ???

??? ????? ? ????, ????????? ? ????? ???????, ???????, ????????? ???

???, ?????, ??????, ??????? ???????, ???????, ????????? ?????????

? ??? ???????? ? ???????? ????????? ??????? ???????, ?????????,

???????, ????????? ??????, ????????? ????????? ?????, ?? ????,

? ??? ?????????? ? ??????????? ???????, ??????? ? ????? ? ????,

????????????????? ??????? ?????????? 2-3 ???? ? ??? ??????? ?? 2-3 ???. ??????????? ?????? ??????????? ??????? ?????????? ????????? ?????? ???????? ?????????????????? ????????????. ??? ????????? ?????? ????????? ??????? ????????? ?????????? ???? (??????, ????????, ?????, ?????????, ?????, ??????), ??????? ?????? ????????, ???, ????? ? ??????? ????, ?????, ???????, ??????? ???, ??????? ?????????, ????? ?????????. ???????????? ??????, ?????, ??????, ??????, ???????, ????????, ???????? ?????, ??????? ????. ????????????? ????????-???????????? ????? 2-3 ??? ??????? ??????, ???? ? ????? ?????????????? ? ???????? ?????, ?????, ?????????, ????????????? ?????, ???????, ???, ?????? (?????, ??????, ???????? ? ??.), ????, ???????. ??? ????????? ?????? ??????? ??????? ?????????????? ?????, ??????, ?????, ??????, ??????? ? ?????? ???????, ??????? ?????, ??????, ?????, ??????, ????, ?????, ??????? ???. ????????????? ??-

?????-???????????? ?????, ???? ? ????? ?????????????? ? ???????? ?????, ????? ?? ????, ?????????, ????, ??????, ???????? ????????, ????? ????, ??????, ????, ???????. ???????? ???????????? ???????? ?????????? ????????, ???????? ? ???????? ?????.

???? ??? ? 3 ??? ????????????? ????????? ???? ??????? ????????????? ?????? ????????? ? 4, ? 17, ???????????, ????????????, ??????? ?? 100-150 ?? 3 ???? ? ???? ?? 30 ??? ?? ??? ? ?????? ?????????? ????.

??????? ???????? ?????????? ??????????? ????? ??? ?? ?????????????, ????????, ?????????? ? ??????????? ?? ???? ???????. ??? ????????? ????????? ????? ??????, ??????? ???? ???????? ?6 (100 ??/????? 2-4 ???), ??????? ??????; ? ???????? ?????????????? ????????? ???????? ?, ?; ??? ?????????? ??????????????? ?????? ? ???, ??????????????, ??????? Bj. ??? ???????? ????????? ??????-??? ?????, ?????????? ?????? ?? 0,2 2-3 ???? ? ????, ???????, ???????? ?, ?, ??????????? (???????? ???????, ????????), ??????????????? ????????? (??????????????, ??????????, ????????, ????????, ????-???), ???????????????????? ???????? (???????????, ?????????????), ???????????.

??????????? ?????????? ???????? ??? ?????????? ?????????? ???. ???????????? ?????????? ?? ???????? ?? ???????? ???????????. ?????? ???????? II?IV.

?????????????? ????? ? ????????????? ?????. ??????? ???????? ?????????????? ?????? ?????????????? ?????????? ????????? ????????? ? ?????????? ? ?????????. ??? ???? ??????????? ???????? ??????????????? ????????, ?????????????? ????????? ?????, ?????????? ???????? ?????????, ??? ?????????? ? ??????????? ?????????.

??? ??????????? ????????, ?????????? ????????? ????? (????-??????, ?????????? ?????, ?????????, ????????????), ???????-?????-??? ??????? ? ?????? ?????????? ? ??????????? ???????? ????? ??? ????????? ???????????? ??????????? ??????????????? ???????????? ? ????????? ?????????? ? ??????-??????????? ??????????, ??????????????? ?????- ? ?????????????????? ???????, ????????, ????????????? ?????????? ?????? ???????, ???????????? ???? ??????. ??????????? ??????, ????????? ? ??????????? ?? ???????? ???????, ?????, ?????????. ??????????????? ??????????? ????????? ??? ???? ?????, ??? ??????? ?????????? ??????????? ??????? ?????????? ???????? ? ?????????? ?????????? ??????????? ????????? ????. ?????? ???? ????????? ?????????, ????? ?????????? ????? ???? ? ???????????? ??????????, ???????? ? ??????? ?????????, ??????????? ????????????? ???????.

Источник: http://poznayka.org/s38476t1.html

Гломерулонефрит у детей: профилактика и лечение

Гломерулонефриты — большая группа заболеваний почек, характеризующаяся иммунным воспалением в клубочках почки. Гломерулонефрит сокращенно иногда называют нефрит. Нефрит (воспаление почек) — более общее понятие (например, может быть нефрит при травме почки или токсический нефрит), но включающее в себя и гломерулонефриты.

Функции почек. Почки у человека играют очень важную роль.

Главная функция почек — выделение. Через почки с мочой выводятся из организма конечные продукты распада белков (мочевина, мочевая кислота и др.), чужеродные и токсические соединения, избыток органических и неорганических веществ.

Почки поддерживают постоянство состава внутренней среды организма, кислотно-щелочной баланс, удаляя избытки воды и солей из организма.

Почки участвуют в обмене углеводов и белков.

Почки — источник различных биологически активных веществ. В них образуется ренин, вещество, участвующее в регуляции артериального давления. а также вырабатывается эритропоэтин, способствующий образованию красных кровяных телец — эритроцитов.

Таким образом:

  • Почки отвечают за уровень артериального давления.
  • Почки участвуют в кровеобразовании.
  • Как работает почка?

    Структурная единица почки — нефрон. Грубо можно разделить его на две составляющие: клубочек и почечные канальцы. Выведение лишних веществ из организма и образование мочи в почке происходит при сочетании двух важных процессов: фильтрация (происходит в клубочке) и обратное всасывание (происходит в канальцах).

    Фильтрация. Кровь человека прогоняется через почку, как через фильтр. Этот процесс происходит автоматически и круглосуточно, так как кровь должна постоянно очищаться. Кровь поступает по кровеносным сосудам в клубочек почки и фильтруется в канальцы, образуется моча. Из крови в канальцы поступают вода, ионы солей (калия, натрия, хлора) и вещества, которые должны быть удалены из организма. Фильтр в клубочках имеет очень маленькие поры, поэтому крупные молекулы и структуры (белки и клетки крови) через него пройти не могут, они остаются в кровеносном сосуде.

    Обратное всасывание. Воды и солей в канальцах отфильтровывается гораздо больше, чем следует. Поэтому часть воды и солей из почечных канальцев всасывается обратно в кровь. При этом в моче остаются все вредные и лишние вещества, растворенные в воде. И если у взрослого человека за сутки отфильтровывается около 100 л жидкости, то в итоге образуется только 1,5 л мочи.

    Что происходит при повреждении почек?

    При повреждении клубочков проходимость почечного фильтра возрастает, и через него в мочу вместе с водой и солями проходят белок и эритроциты (в моче появятся эритроциты и белок).

    Если присоединяется воспаление, в котором участвуют бактерии и защитные клетки лейкоциты, то они тоже попадут в мочу.

    Нарушение всасывания воды и солей приведет к избыточному их накоплению в организме, появятся отеки.

    Поскольку почки отвечают за артериальное давление и кровообразование, в результате недостаточности этих функций у больного разовьется анемия и артериальная гипертензия .

    Организм теряет с мочой белки крови, а это иммуноглобулины, отвечающие за иммунитет. важные белки — переносчики, транспортирующие различные вещества в кровяном русле, белки для построения тканей и т. д. При гломерулонефрите потери белка огромны, а уход с мочой эритроцитов приводит к анемии.

    Причины развития гломерулонефрита у детей

    При гломерулонефрите в почках идет иммунное воспаление, обусловленное появлением иммунных комплексов, которые образуются под воздействием некоего агента, выступающего в качестве аллергена.

    Такими агентами могут быть:

  • Стрептококк. Это самый частый провокатор гломерулонефрита. Помимо поражения почек, стрептококк является причиной ангины, фарингита. стрептококковых дерматитов и скарлатины. Как правило, острый гломерулонефрит возникает через 3 недели после того, как ребенок перенесет эти заболевания.
  • Другие бактерии.
  • Вирусы (грипп и другие возбудители ОРВИ, вирус гепатита. вирусы кори и др.)
  • Вакцины и сыворотки (после прививок).
  • Змеиный и пчелиный яд. Встречаясь с этими агентами, организм реагирует на них извращенно. Вместо того чтобы их обезвредить и вывести — образует иммунные комплексы, которые и повреждают клубочек почки.
  • Пусковыми моментами для образования иммунных комплексов становятся порой самые простые воздействия на организм:

  • Переохлаждение или перегрев.
  • Долгое пребывание на солнце. Резкая смена климата.
  • Физическое или эмоциональное перенапряжение.
  • Нарушается процесс фильтрации, снижается функция почек. Значительно ухудшается состояние ребенка, так как избытки воды, продукты распада белка и различные вредные вещества остаются в организме. Гломерулонефрит — очень тяжелая, прогностически неблагоприятная болезнь, часто заканчивающаяся инвалидностью.

    Клинические формы гломерулонефритов у детей

    В клинике гломерулонефрита выделяют 3 основных составляющих:

  • Отеки.
  • Повышение артериального давления.
  • Изменение в анализе мочи.
  • В зависимости от сочетания этих симптомов у больного выделены несколько форм, патологических синдромов, встречающихся при гломерулонефрите. Различают острый и хронический гломерулонефрит .

    Клинические формы гломерулонефритов:

  • Острый гломерулонефрит.
  • —  Нефритический синдром.

    —  Изолированный мочевой синдром.

    —  Сочетайная форма.

  • Хронический гломерулонефрит.
  • —   Нефротическая форма.

    —  Смешанная форма.

    —  Гематурическая форма.

    Острый гломерулонефрит у детей

    Болезнь может начинаться либо остро, в случае нефритического синдрома, либо постепенно, исподволь, при нефротическом синдроме. Постепенное начало болезни прогностически менее благоприятно.

    Нефритический синдром. Этой формой заболевания, как правило, страдают дети 5-10 лет. Обычно болезнь развивается через 1—3 недели после перенесенной ангины. скарлатины, ОРВИ и др. инфекций. Начало болезни острое.

    Характерны:

  • Отеки. Располагаются преимущественно на лице. Это плотные, трудно проходимые отеки, при адекватном лечении сохраняются до 5—14 дней.
  • Повышение артериального давления, сопровождающееся головной болью. рвотой, головокружением. При грамотном лечении снизить артериальное давление удается за 1-2 недели.
  • Изменения мочи:
  • —  снижение количества мочи;

    —  появление белка в моче в умеренных количествах;

    —  эритроциты в моче. Количество эритроцитов в моче у всех больных разное: от небольшого увеличения до значительного. Порой эритроцитов так много, что моча окрашивается в красный цвет (моча «цвета мясных помоев»);

    —  увеличение количества лейкоцитов в моче.

    Изменения в моче сохраняются очень долго, по несколько месяцев. Прогноз этой формы острого гломерулонефрита благоприятный: выздоровление наступает у 95 % больных через 2-4 месяца.

    Нефротический синдром. Эта форма гломерулонефрита очень тяжелая и прогностически неблагоприятная. Поправляются только 5 % детей, у остальных болезнь переходит в хроническую форму.

  • Ведущие симптомы нефротического синдрома — отеки и белок в моче.
  • Начало болезни постепенное, заключающееся в медленном нарастании отеков. Сначала это голени, лицо, после отеки распространяются на поясницу и могут быть очень выраженные, вплоть до задержки жидкости в полостях организма (полости сердечной сумки, в легких, брюшной полости). В отличие от отеков при нефритическом синдроме, они мягкие и легко смещаемые.
  • Кожа бледная, сухая. Волосы ломкие, потускневшие.
  • Изменения в моче:
  • —  снижение количества мочи с возрастанием ее концентрации;

    —  белок в моче в большом количестве;

    — ни эритроцитов, ни лейкоцитов в моче при нефротическом синдроме не бывает.

  • Артериальное давление нормальное.
  • Изолирований мочевой синдром. При этой форме есть изменения только в моче (умеренно повышено содержание белка и увеличено в разной степени количество эритроцитов). Других жалоб больной не предъявляет. Заболевания в половине случаев заканчивается выздоровлением, или переходит в хроническую форму. Повлиять на этот процесс никак не возможно, так как даже при хорошем грамотном лечении в хроническую форму болезнь переходит у 50 % детей

    Смешанная форма. Имеются признаки всех трех вышеперечисленных синдромов. У больного есть все: и выраженные отеки, и повышено давление, и большое количество белка и эритроцитов в моче. Заболевают в основном дети старшего возраста. Течение болезни неблагоприятное, обычно она заканчивается переходом в хроническую форму.

    Хронический гломерулонефрит у детей

    О хроническом течении гломерулонефрита говорят, когда изменения в моче сохраняются дольше года или не удается справиться с высоким давлением и отеками на протяжении 6 месяцев.

    Переход острой формы гломерулонефрита в хроническую происходит в 5—20 % случаев. Почему же у одних больных гломерулонефрит заканчивается выздоровлением, а у других приобретает хроническое течение? Считается, что у больных хроническим гломерулонефритом есть какой-то дефект иммунитета, либо врожденный, либо сформировавшийся в течение жизни. Организм не способен справиться с атаковавшей его болезнью и постоянно поддерживает вялотекущее воспаление, приводящее к постепенной гибели клубочков почек и их склерозу (замещение рабочей ткани клубочков соединительной тканью).

    Переходу в хроническую форму так же способствуют:

  • Наличие у больного очагов хронической инфекции (хронический синусит. кариес, хронический тонзиллит и др.).
  • Частые ОРВИ и другие вирусные инфекции (корь, ветряная оспа, паротит, герпес. краснуха и др).
  • Аллергические заболевания. Течение хронического гломерулонефрита, как и любой другой хронической болезни, сопровождается периодами обострений и временного благополучия (ремиссия).Хронический гломерулонефрит — тяжелое заболевание, часто приводящее к развитию хронической почечной недостаточности. При этом почки больного перестают работать, и их приходится заменять искусственными, так как без постоянного очищения крови человек жить не может, он умирает от отравления токсическими продуктами. Больной попадает в зависимость от аппарата искусственной почки — процедуру очищения крови приходится проходить несколько раз в неделю. Есть и другой вариант — пересадка почки, что в современных условиях тоже весьма проблематично.
  • Нефротическая форма. Обычно встречается у детей раннего возраста. Характеризуется стойкими длительными отеками, появлением значительного количества белка в моче во время обострения болезни. Примерно у половины больных с этой формой заболевания удается добиться стойкой длительной ремиссии (фактического выздоровления). У 30 % детей болезнь прогрессирует и приводит к хронической почечной недостаточности, а как следствие ее — к переходу на аппарат искусственной почки.

    Смешанная форма. При смешанной форме встречаются в различных сочетаниях все возможные проявления гломерулонефрита: и выраженные отеки, и значительная потеря белка и эритроцитов с мочой, и стойкое повышение артериального давления. Изменения возникают во время обострения болезни. Это наиболее тяжелая форма. В длительную стойкую ремиссию (фактическое выздоровление) выходят всего 11 % больных. Для 50 % болезнь заканчивается хронической почечной недостаточностью и аппаратом искусственной почки. Через 15 лет течения смешанной формы хронического гломерулонефрита в живых остается только половина больных.

    Гематурическая форма. У больного имеются только изменения в моче: во время обострения болезни появляются эритроциты. Может появиться и небольшое количество белка в моче. Эта форма хронического гломерулонефрита прогностически наиболее благоприятна, редко осложняется хронической почечной недостаточностью (всего в 7 % случаев) и не приводит к гибели больного.

    Лечение гломерулонефрита у детей

    Режим. Ребенок с острым гломерулонефритом и обострением хронического лечится только в больнице. Ему назначают постельный режим вплоть до исчезновения всех симптомов. После выписки из больницы ребенок обучается на дому в течение года и получает освобождение от уроков физкультуры.

    Диета. Традиционно назначается стол № 7 по Певзнеру. При остром гломерулонефрите или обострении хронического — стол № 7а, при стихании процесса диета расширяется (стол № 76), в период ремиссии, если нет почечной недостаточности, переходят на стол № 7.

    Стол № 7а.

    Показания: острые почечные заболевания (нефрит острый или его обострения).

  • Питание дробное.
  • Жидкости до 600-800 мл в день.
  • Поваренная соль исключается полностью.
  • Значительное ограничение белковой пищи (до 50 % от положенного по возрасту количества).
  • Рекомендуемые продукты: овощи в вареном, протертом виде, фрукты, особенно богатые солями калия (курага, урюк, изюм), крупяные и мучные блюда в умеренном количестве (гречневая каша с молоком), чай с молоком, бессолевой белый хлеб, сахар до 70 г, масло сливочное до 30 г.
  • Дополнительно витамины: витамины С, К, группы В.
  • При развивающейся почечной недостаточности количество белков уменьшают до 20-25 г, в первую очередь за счет сокращения содержания растительных белков — бобовые, соя, изделия из муки, хлеб и др. поскольку по биологической ценности они уступают животным белкам и лишь перегружают организм вредными продуктами белкового обмена. Назначают в больших количествах глюкозу или сахар (до 150 г в день).
  • Стол № 7б.

    Показания: стихание острого воспалительного процесса в почках.

    Это переходная диета от стола № 7а к столу № 7б.

    Разрешается:

  • Хлеб белый бессолевой.
  • Тощие сорта мяса, рыбы в отварном виде 1-3 раза в неделю.
  • Поваренной соли до 2 г на руки (в продуктах, используемых для приготовления пищи, содержится 2—4 г природной соли).
  • Жидкости до 800-1000 мл.
  • Медикаментозное лечение (основные направления):

  • Мочегонные препараты.
  • Препараты, снижающие артериальное давление.
  • Антибиотики. если подтвердилось, что причина гломерулонефрита — бактериальная инфекция.
  • Гормоны (преднизолон), цитостатики (останавливают рост клеток).
  • Препараты, улучшающие свойства крови (снижающие вязкость и свертываемость и др.)
  • Лечение очагов хронической инфекции (удаление миндалин при хроническом тонзиллите, лечение кариеса и т. д.) через 6-12 месяцев после обострения болезни.
  • При развитии почечной недостаточности применяется гемосорбция или пересадка почки.
  • Фитотерапия и народные рецепты.

    Фитосбор № 1. Рецепт Н. Г. Ковалевой (при хроническом гломерулонефрите):

    трава лаванды —  1 часть,

    листья черной смородины  —  1 часть,

    листья березы  —  1 часть,

    трава будры плющевидной — 1 часть,

    лепестки розы крымской —  1 часть,

    листья толокнянки  —    2 части,

    трава буквицы лекарственной —  2 части,

    брусничный лист —   2 части,

    листья подорожника  —   2 части,

    трава крапивы  —   3 части,

    плоды шиповника, толченые  — 4 части,

    плоды земляники   — 6 частей,

    побеги хвоща полевого — 6 частей.

    Заварить 5-6 г сбора 500 мл кипятка, томить 30 минут на медленном огне, не доводя до кипения. Принимать по 50-150 мл 3 раза в день за 30 минут до еды в теплом виде. Лечение длительное, под контролем анализов мочи и крови.

    Фитосбор № 2 (при остром гломерулонефрите):

    листья черной смородины  —  2 части,

    листья крапивы —   3 части,

    листья подорожника   — 3 части,

    трава душицы  — 1 часть,

    плоды шиповника   — 3 части.

    Заварить 1 ч. л. сбора 1 стаканом кипятка, настаивать 30 минут, процедить. Принимать по 15—50 мл 3 раза в день до еды.

    Фитосбор № 3 (при остром гломерулонефрите с высоким артериальным давлением):

    трава золотарника  —    2 ст. л.,

    трава зверобоя    —    1 ст. л.,

    корневища пырея   —   1 ст. л.

    Заварить сбор 500 мл кипятка, настаивать 2 часа. Процедить. Пить 6 раз в день по 1/4-1/2 стакана.

    Фитосбор № 4 (при снижении почечной функции и начале почечной недостаточности):

    трава подмаренника настоящего  —  4 части.

    трава астрагала шерстисто-цветкового —     3 части,

    листья мелиссы лимонной — 2 части,

    плоды укропа огородного  —  1 часть,

    слоевище мха исландского — 2 части.

    Заварить 1 ч. л. сбора 1 стаканом кипятка, настаивать 30 минут, процедить. Принимать по 15-50 мл 3 раза в день до еды.

    Фитосбор № 5 (при нефротическом синдроме):

    цветки липы —      3 части,

    корень девясила   -2 части,

    брусничный лист   —    2 части,

    цветки бузины черной  —  1 часть,

    листья грушанки круглолистной  —   2 части.

    Фитосбор № 6 (в период ремиссии при хроническом гломерулонефрите):

    плоды можжевельника    —     2 ст. л.,

    семена арбуза   —    2 ст. л.,

    семена шиповника-    2 ст. л.

    Все компоненты измельчить, залить 1 л кипятка, настаивать 20 минут, процедить. Принимать 3 раза в день в теплом виде.

    Фитосбор № 7 (для повышения иммунитета):

    плоды шиповника (истолченные)     —    4 части,

    плоды черной смородины  -3 части,

    листья крапивы   — 2 части,

    листья подорожника  — 1 часть.

    Заварить 1 ч. л. сбора 1 стаканом кипятка в термосе на ночь. Утром процедить и пить по 100 мл 2 раза в день до еды.

    Фитосбор № 8 (при хроническом гломерулонефрите, сопровождающемся повышением уровня эритроцитов в моче):

    листья подорожника    —    2 части,

    цветки календулы  —  2 части,

    листья крапивы —  2 части,

    трава почечного чая  —   2 части,

    трава череды    —   2 части,

    трава тысячелистника  —  2 части,

    плоды шиповника   — 1 часть.

    Заварить 3 ст. л. сухого измельченного сбора 500 мл кипятка в термосе, настаивать 2-3 часа, процедить. Пить по 1/2 стакана 4 раза в день за 30 минут до еды.

    Цветочная пыльца. Принимать по 1/2 ч. л. цветочной пыльцы, пыльцы-обножки или перги 2-3 раза в день (предварительно залить пыльцу 50 мл кипяченой воды и настоять 3—4 часа).

    Фитованны. Теплые ванны с добавлением отваров и настоев трав: листья березы, сосновая и еловая хвоя, листья грецкого ореха, побеги можжевельника, сенная труха, ржаные и пшеничные отруби.

    Тыква с маслом и сахаром. С тыквы средней величины срезать верхушку, вынуть семена и волокна. Внутрь влить 250 мл оливкового масла и засыпать 250 г сахарного песка. Закрыть тыкву срезанной верхушкой, испечь в духовке. После — снять кожуру тыквы, все измельчить и перемешать. Принимать по 1 ст. л. 3 раза в день до еды.

    Отвар овса. Залить 2-3 ст. л. овса 3 стаканами воды, томить на медленном огне 30-40 минут. Процедить в термос и пить в теплом виде в течение дня.

    Повидло из физалиса. При хроническом гломерулонефрите на зиму заготовить повидло из плодов физалиса. Взять 400 г плодов и 400 мл воды, варить 1 час, процедить, добавить 800 г меда и варить еще 30 минут. Принимать по 2 ст. л. до еды.

    Диспансерное наблюдение при остром гломерулонефрите:

  • После выписки из больницы ребенок переводится в местный санаторий.
  • Первые 3 месяца общий анализ мочи, измерение артериального давления и осмотр врача раз в 10-14 дней. Последующие 9 месяцев — 1 раз в месяц. Далее в течение 2-х лет — 1 раз в 3 месяца.
  • При любом заболевании (ОРВИ, детские инфекции, и т д.) необходимо сдавать общий анализ мочи.
  •  Освобождение от физкультуры.
  • Медотвод от прививок на 1 год.
  • Ребенок снимается с диспансерного учета и считается выздоровевшим, если в течение 5 лет не было обострений и ухудшения анализов.

    При хроническом течении:

  • Ребенок наблюдается до перехода во взрослую поликлинику.
  •  Анализ мочи с последующим осмотром педиатра и измерением артериального давления 1 раз в месяц.
  • Электрокардиография (ЭКГ) — 1 раз в год.
  • Анализ мочи по Зимницкому— 1 раз в 2-3 месяца.
  • Курсы фитотерапии по 1-2 месяца с месячными интервалами.
  • Очень важно:

    —   соблюдение диеты;

    —  предохранение от переохлаждения, резкой смены климата, излишних нагрузок (как физических, так и эмоциональных);

    —  вовремя выявлять и лечить инфекционные заболевания и ОРВИ у ребенка.

    Профилактика гломерулонефрита у детей

    Профилактика острого гломерулонефрита состоит в своевременном выявлении и грамотной терапии стрептококковой инфекции. Скарлатина, ангина, стрептодермия должны быть обязательно пролечены антибиотиками в той дозе и тем курсом, который назначит врач, без самодеятельности.

    После перенесенной стрептококковой инфекции (на 10-й день после ангины или на 21-й день после скарлатины) необходимо сдать анализы мочи и крови.

    Профилактики хронического гломерулонефрита не существует, тут уж как повезет.

    В заключение хочется остановиться на основных моментах:

  • Гломерулонефрит — тяжелое, серьезное заболевание почек, к нему нельзя относиться легкомысленно. Лечение гломерулонефрита обязательное, проводится в больнице.
  • Болезнь не всегда начинается остро, явно. Признаки ее порой приходят постепенно, исподволь.
  • Подозрения на гломерулонефрит у ребенка вызывает:
  • —  появление отеков: ребенок проснулся с утра — лицо отекло, глаза, как щелочки или на ножках остаются выраженные следы от резинки носков;

    —  красная, «цвета мясных помоев» моча;

    —  уменьшение количества мочи;

    —  в анализе мочи, особенно, если он сдан после болезни, повышено количество белка и эритроцитов;

    —  повышение артериального давления.

  • При остром, манифестном, начале с нефритическим синдромом (эритроциты в моче, небольшое увеличение белка в моче, отеки, повышение давления) в 95 % случаев болезнь заканчивается полным выздоровлением.
  • В хроническую форму переходит в основном гломерулонефрит с нефротическим синдромом (постепенное начало, медленно нарастающие выраженные отеки и большое количество белка в моче).
  • Хронический гломерулонефрит часто заканчивается почечной недостаточностью, результатом которой является применение аппарата искусственной почки или пересадка почки.
  • Чтобы обезопасить ребенка от прогрессирования болезни при хроническом гломерулонефрите необходимо строго соблюдать режим, диету и вовремя лечить инфекционные и простудные заболевания.
  • Источник: http://zdorovye-rebenka.ru/glomerulonefrit-u-detej-profilaktika-i-lechenie

    Сборник методических указаний для обучающихся к семинарским занятиям для специальности Педиатрия клиническая интернатура

    ТЕМА: «Диспансерное наблюдение детей с различной соматической патологией»

    ^ Индекс темы/элемента/подэлемента ОД.И.01.2.4.1

    Утверждены на кафедральном заседании

    д.м.н. доцент Галактионова М.Ю.

    к.м.н. доцент Гордиец А.В.

    Красноярск

    2012

    Занятие № 2

    Тема: «Диспансерное наблюдение детей с различной соматической патологией».

    2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

    3. Значение изучения темы (актуальность изучаемой проблемы). За последнее десятилетие в состоянии здоровья детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции — распространенность факторов риска формирования здоровья и развития, увеличение заболеваемости и инвалидности. Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей от 0 до 18 лет возможно только при организации постоянного контроля за состоянием их здоровья и развития, регулярном проведении комплексных лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

    ^ 4. Цели обучения:

    — общая: обучающийся должен обладать общекультурными (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4) и профессиональными компетенциями (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11).

    — учебная:

    обучающийся должен знать. нормативно-правовую базу и принципы организации диспансерного наблюдения за детьми и подростками, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, правила оформление медицинских документов.

    обучающийся должен уметь. оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка, собрать анамнез, провести объективное исследование ребенка, вести необходимую медицинскую документацию.

    обучающийся должен владеть. принципами профилактической работы в детской поликлинике, динамическим наблюдением за состоянием здоровья детей.

    ^ 5. План изучения темы:

    5.1. Контроль исходного уровня знаний: индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.

    5.2. Основные понятия и положения темы.

    Цель диспансеризации больных детей состоит в снижении заболеваемости, предупреждении рецидивов заболевания, инвалидности, медико-социальной адаптации к трудовой деятельности.

    Диспансерное наблюдение за «неорганизованными» детьми и детьми старшего возраста участковый педиатр проводит на профилактических приемах в поликлинике в декретированные (регламен­тированные) сроки. После подробного клинического осмотра, про­ведения антропометрии, диагностики уровня нервно-психического развития, изучения особенностей поведения ребенка, анализа име­ющихся факторов риска, сведений за прошедший период, данных лабораторных и других методов исследования, консультации спе­циалистов педиатр дает заключение о состоянии здоровья ребенка. Оно включает:

    диагноз (основное и сопутствующие заболевания, морфофункциональные отклонения);

    оценку физического развития;

    оценку нервно-психического развития;

    Источник: http://refdt.ru/docs/117/index-508875.html?page=2

    Гломерулонефрит у детей: причины, симптомы, лечение, осложнения

    Гломерулонефрит у детей – заболевание клубочкового аппарата почек, которое занимает особое место после врожденных патологий и инфекционного поражения почек.

    Он опасен тем, что может развиться почечная недостаточность. которая приводит к инвалидности ребенка. Чаще он встречается у детей 3-9 лет, редко встречается у грудничков и детей первых лет жизни. Мальчики болеют чаще девочек.

    Виды гломерулонефрита

    Гломерулонефрит возникает при поражении клубочков, в которых кровь фильтруется и освобождается от продуктов обмена. При нарушении функции клубочков фильтруются элементы крови и белки.

    На внедрение в организм инфекции, вирусов в норме организм образует антитела – защитные белки, которые связываются с поражающими факторами.

    Этот комплекс в норме должен выводиться из организма, но он остается и поражает клубочки. И антитела воспринимают ткань почки как инфекционный агент и оседают на ней, нарушая функцию.

    Имеется классификация видов данной патологии, которая отражает течение болезни, поражение почек, агент воспаления, преобладающий симптом.

    Имеется первичный, который возникает как самостоятельное заболевание, и вторичный, возникающий как осложнение хронического очага в организме.

    По поражению: диффузный, когда поражается почти вся почка и очаговый – в одном месте.

    По поражающему агенту: бактериальный, вирусный, паразитарный.

    По течению различают:

    Имеются формы гломерулонефрита по ведущему проявлению симптоматики:

    • нефротическая;
    • гематурическая;
    • гипертоническая;
    • смешанная;
    • латентная.
    • Причины заболевания

      Неблагоприятными факторами и пусковыми моментами являются:

    • наследственная предрасположенность
    • смена климатических условий
    • переохлаждение или перегрев
    • стресс или физическое перенапряжение
    • инфекции мочевыводящих путей: цистит. пиелонефрит .
    • Причинами гломерулонефрита могут быть заболевания – системная красная волчанка, детский ревматизм. геморрагический васкулит. Агентами для возникновения гломерулонефрита также являются:

    • ?-гемолитический стрептококк. стафилококк. пневмококк, энтерококк
    • вирусы гепатита А, гриппа. ветряной оспы. краснухи. кори
    • возбудители малярии, токсоплазмы
    • грибы рода кандида
    • токсические элементы: ртуть свинец
    • чужеродные белки
    • змеиный, пчелиный яд.
    • Источник: http://doktordetok.ru/urolog/glomerulonefrit-u-detey.html

      Диспансерное наблюдение больных хроническим гломерулонефритом

      Хронический гломерулонефрит при отсутствии лечения приводит к развитию почечной недостаточности. Для контроля состояния и эффективности терапии рекомендовано регулярно наблюдаться у терапевта или нефролога. При гипертонической форме нужно проходить медицинский осмотр 2 раза в год, при нефротическом синдроме — 4 раза в год, при умеренно выраженном мочевом синдроме и гематурической форме — 2 раза в год.

      При гипертонической, гематурической форме, умеренном мочевом синдроме нужно сдавать общий анализ крови и мочи дважды в год, а при нефротической форме — четырежды. Уровень общего белка, белковых фракций, холестерина, мочевины, креатинина в крови определяют 2 раза в год.

      Регулярное обследование у врачей-специалистов предотвратит переход гломерулонефрита в хроническую почечную недостаточность.

      Источник: http://www.medkurs.ru/patient/again/23903.html

      Особенности гломерулонефрита у детей

      Содержание

      Гломерулонефрит или клубочковый нефрит представляет собой воспаления клубочкового аппарата почки инфекционной или аутоиммунной природы. Гломерулонефрит у детей занимает второе место среди всех заболеваний почечного аппарата приобретенного характера, пропуская вперед только пиелонефрит. Почти в восьмидесяти процентах случаев острая форма данной патологии приводит к развитию осложнений со стороны сердца.

      Функции органа

      Почки играют огромную роль в правильной работе организма. Основная их функция – это выделение продуктов обмена веществ. Также они осуществляют углеводный и белковый метаболизм, отвечают за выработку элементов крови, регулируют артериальное давление, поддерживают кислотно-щелочной и электролитный баланс в организме.

      Причины гломерулонефрита

      Причины развития данного заболевания кроются в развитии воспаления иммунного характера, формируются комплексы из-за присутствия возбуждающего фактора. В качестве этого самого фактора может выступать.

      Бактерия стрептококка. Постстрептококковый гломерулонефрит встречается чаще всего. Как правило, спустя три недели после ангины, фарингита, скарлатины, возникает симптоматика воспалительного процесса в клубочках почки.

    • вирусные агенты;
    • яд пчел и змей;
    • послепрививочный гломерулонефрит;
    • другие бактериальные микроорганизмы.
    • Механизмами пуска могут выступать следующие причины:

    • холод или высокая температура;
    • стресс;
    • перегрев.
    • При проникновении инфекционного агента в организм он не уничтожается, а формирует соединение, которое прикрепляется на клубочки. Иммунной системой ребенка это соединение рассматривается как чужеродное, поэтому он начинает разрушать ткань почки, образуя воспаление.

      В результате этого нарушаются фильтрационные механизмы почки, все конечные вещества обмена накапливаются в организме.

      На основании присутствия отечности, гипертонии и сдвигов в моче существует следующая классификация:

      Острый гломерулонефрит у детей может иметь такие разновидности:

    • нефритический синдром ;
    • смешанный вид;
    • нефротический синдром;
    • изолированный мочевой синдром.
    • Хронический гломерулонефрит делится на:

    • нефротическую форму;
    • гематурическую форму;
    • смешанную форму.
    • Острая форма

      Симптомы гломерулонефрита у детей весьма разнообразны. Если речь идет о нефритическом виде болезни, то начало болезни будет стремительным, а вот при нефротическом медленно.

      Нефритический синдром характеризуется отечностью лица, на ощупь они плотные, избавиться от них сложно. Также у ребенка развивается артериальная гипертензия, которая вызывает боль в области затылка, рвоту, тошноту. В моче появляются белковые примеси, кровь. Порою крови бывает так много, что моча имеет красный цвет. Эта форма болезни имеет хороший прогноз.

      Практически в 90-95% случаев при адекватном лечении наступает выздоровление

      Если возникает нефротический синдром, то в таком случае вероятность благоприятного исхода мал. Клиника такой формы имеет отеки, которые сперва охватывают нижние конечности, позже область лица, при тяжелом процессе охватывают весь организм. Особенностью является то, что отеки хорошо смещаются при их пальпации. Также для такого синдрома характерен белок в моче, а вот крови и лейкоцитоза нет. Кроме того, меняется внешний вид. Ребенок бледен, волосы и ногти становятся ломкими, тускнеют, кожные покровы очень сухие. Гипертонии не наблюдается.

      Изолированный мочевой синдром имеет только измененную мочу. Повышается количество белка, присутствуют эритроциты. Иные признаки отсутствуют. В большей части случаев болезнь перетекает в хронический вид.

      Смешанная разновидность включает клинику всех вышеуказанных синдромов.

      Хронический гломерулонефрит

      Хронический гломерулонефрит у детей диагностируют тогда, когда патологические признаки в моче присутствуют более полугода, а гипертония и отечность не уходят на фоне лечения в течение 12 месяцев.

      Нефротический вариант болезни в основном поражает детей младшего возраста. При этом, при обострении ребенок имеет стойкие отеки и белковые компоненты в анализ мочи.

      Из общих симптомов стоит отметить плаксивость, снижение аппетита, нарушение сна

      Если форма смешанная, то в клинической картине появляются симптомы всех видов гломерулонефрита (отеки, следы крови и белковых соединений в моче, гипертония). Смешанный вариант весьма опасен, нередко ведет к возникновению недостаточности почек, плохо поддается излечению.

      Гематурическая разновидность болезни имеет только патологию мочи, в ней присутствуют эритроциты, может быть немного белка. Считается самой оптимальной в плане исхода формой.

      Как распознать болезнь?

      Диагностика болезни основана на скрупулёзном анамнезе. Учитываются данные ранее перенесенной болезни, нарушения в строении органа, наследственность. Лечить детский гломерулонефрит должен педиатр и нефролог.

      Исследуют общий анализ крови и мочи. Также назначают анализ мочи по Зимницкому, пробу Реберга. Важным анализом является биохимический. Он отражает повышение креатинина, мочевины, азотистых оснований, антител к стрептоккоку. В общем анализе крови отмечается повышенный уровень лейкоцитов, скорости оседания эритроцитов. Что же касается общего анализа мочи, то в нем присутствуют белки, эритроциты, может быть некоторое количество цилиндров. Количество выделяемой мочи снижается.

      Узи почек демонстрирует небольшое повышение из размеров. Забор биоптата нужен для определения морфологической формы заболевания.

      Острый гломерулонефрит у ребенка на УЗИ

      Обязательным является осмотр стоматолога, офтальмолога и ЛОР-врача с целью обнаружения инфекционного очага.

      Чем лечить?

      Лечение гломерулонефрита у детей начинается с соблюдение постельного режима. Ребенок должен получать лечение только в условиях стационара. Именно здесь он будет получать сестринский уход, который включает в себя контроль соблюдения рекомендаций врача, мониторинг изменения диуреза и отеков. Обязательно должна соблюдаться диета, обычно это седьмой стол по Певзнеру, в начале болезни 7а, а при улучшении просто седьмой. Он исключает потребление соли, ограничивает жидкость до семисот миллилитров в день, питаться нужно при этом малыми порциями. Белок строго ограничен. Лечебные мероприятия выбираются, учитывая протокол лечения.

      Группа сартанов применяется у детей старшего возраста для коррекции гипертонии

      Диуретики для борьбы с отеками (спиронолактон, фуросемид).

      Гормоны, чаще всего преднизолон с целью подавления воспаления в системе клубочков. Реже используют цитостатические препараты (левамизол, хлорбутин), их назначают при крайне тяжелых случаях гломерулонефрита.

      Чтобы уменьшить отечность тканей и подавить процесс также пользуют нестероидные противовоспалительные препараты ( нимесулид), противоаллергические средства (лоратадин).

      Как дополнительный препарат для лечения гломерулонефрита хорошо зарекомендовал себя канефрон, он создан полностью на растительной основе. Имеет диуретическое, антивоспалительное и бактерицидное действие.

      Диспансеризация ребенка после болезни

      После выздоровления необходимо постоянно мониторировать состояние больного, т.к. рецидив гломерулонефрита явление частое. Если ребенок перенес острую форму болезни, то его после выписки из стационара переводят в специализированное санаторное лечение. Начальные три месяца он должен осуществлять контроль анализа мочи, контролировать отсутствие гипертонии, навещать доктора однократно в 2 недели. Далее, в течение девяти месяцев однократно в течение месяца. Последующие 24 месяца все вышеперечисленное должно осуществляться один раз в 3 месяца. Кроме того, переболевший гломерулонефритом получает освобождение от физической культуры, на 12 месяцев ему противопоказаны прививки. Обязательным является контроль мочи, если ребенок заболел простудными заболеваниями. Такой ребенок освобождается от наблюдения при отсутствии на протяжении пяти лет случаев рецидива и патологических изменений мочи.

      Читайте также:

      В случае хронической формы болезни на диспансерном учете ребенок до момента перевода его в общую поликлинику. Сдача общего анализа мочи и визит к врачу однократно в месяц, а вот исследование по Зимницкому сдается раз в два месяца. Врач непременно контролирует ЭКГ один раз в 12 месяцев, назначает курсы лечебных трав.

      Следует выполнять некоторые рекомендации. Следует отметить занятия физической культурой, не стоит купаться в водоемах открытого типа, делать прививки. Ежегодно нужно проводить полное обследование в стационарных условиях.

      Профилактические меры

      Профилактика включает своевременное, полное лечение инфекции на основании клинических рекомендаций. Курс назначенных препаратов должен быть пройден полностью. На 10 и 21 день после болезни необходимо сдать общие анализы крови и мочи.

      Обязательно своевременное лечение кариозных зубов, которые могут быть источником стрептококковой инфекции

      Не допускать развития в детском организме очагов хронической инфекции. Остерегаться переохлаждения, стрессов.

      Заключение

      Гломерулонефрит требует к себе ответственного отношения, т.к. может привести к недостаточности почек, а в последующем – это необходимость гемодиализа и пересадки почки.

      Источник: http://2pochki.com/bolezni/osobennosti-glomerulonefrita-detey

      Схожие статьи:

      • Явления камней в почках Аспаркам от камней в почках Оставьте комментарий 4,401 Схема освобождения почек от камней включает в себя 2 этапа: растворение либо дробление конкрементов и дальнейшее выведение их из организма вместе с мочой. «Аспаркам», по мнению многих профильных специалистов, справится с этой задачей максимально […]
      • Эхографические признаки пиелоэктазии левой почки Пиелоэктазия почки — методы борьбы с заболеванием Воспаление почек знакомо, к сожалению, практически каждому взрослому человеку, но мало кто знает, что именно пиелоэктазия почки является тому причиной. Рассматриваемый термин в большинстве случаев применим в случае расширения почечной лоханки. Именно […]
      • Эхопризнаки неполного удвоения правой почки Особенности удвоения ЧЛС правой почки: что это такое Оглавление: [ скрыть ] Причины возникновения аномалии Основные понятия частичного удвоения и разновидности Диагностирование патологии и лечебные мероприятия Сейчас достаточно часто встречается такое понятие, как неполное удвоение почки. Такой термин […]
      • Эффективное лечение кисты на почке Киста почки – Лечение кисты в домашних условиях – Народные средства Киста почки – это доброкачественное образование, представляет собой полость, наполненную жидкостью. Стенка её состоит из соединительной ткани. Эти кисты могут вырастать до 10 см в диаметре и более. Встречаются они довольно часто, при […]
      • Эффективные лекарства при пиелонефрите Пиелонефрит: антибиотики и другие препараты Подробности Создано 12.12.2013 08:47 Одним из наиболее распространенных нефрологических заболеваний является пиелонефрит. Этот недуг поражает почечные лоханки и паренхиму почки, вызывает нарушение мочеотделения, болевой синдром в поясничной области и может даже […]
      • Экстраренальные нарушения функции почек Как определить нарушение функции почек? Оглавление: [ скрыть ] Как возникает почечная недостаточность? Симптомы дисфункции почек Основные стадии заболевания Нарушение функции почек: народные методы лечения Нарушение функции почек – очень опасное состояние, при котором происходит сбой в работе этих […]
      • Экстренная помощь камни почек Как правильно лечить почечную колику Если возникает почечная колика лечение и неотложная помощь должны быть действительно очень быстрыми: приступ почечной колики вызывает настолько сильную боль, что терпеть ее практически невозможно. Хорошо, если рядом есть родные, близкие или просто люди, способные помочь. […]
      • Шиповниковый чай и почки Иван-чай для почек Оставьте комментарий 4,732 Народные целители рекомендуют использовать для лечения и профилактики болезней почек многим известное растение иван-чай или как его еще называют — кипрей. Популярность применения этого растения обусловлена его химическим составом, состоящим из жизненно важных […]